Что такое мотоблок и как он выглядит?

Содержание

Мотоблок. Виды и работа. Применение и как выбор. Особенности

Мотоблок – это универсальное самоходное рабочее транспортное средство на базе одноосного шасси, выполняющее функции малогабаритного трактора. Эта техника также называется пешеходным или одноосным трактором. Она широко используется в сельском хозяйстве и для выполнения различных коммунальных работ по благоустройству территории.

Что из себя представляет мотоблок

Мотоблоки представляют собой самоходное транспортное средство, которое оснащается бензиновым или дизельным двигателем. Он устанавливается на легкое шасси, имеющее одну ось с двумя колесами. Управление средством осуществляется двумя длинными ручками, которые необходимо постоянно удерживать в руках. При применении мотоблока, на оператора оказывается значительная физическая нагрузка, поскольку осуществление поворотов обеспечивается в результате применения силы. Кроме этого, при переездах для поддержания равновесия мотоблока на двух колесах необходимо надавливать или приподнимать его за рукояти.

Запуск двигателя мотоблока осуществляется шнурком, по тому же принципу, что и бензопилы, или элетростаретером. Техника оснащается коробкой передач, которая позволяет регулировать скорость движения. Колеса вращаются как вперед, так и назад.

К достоинствам данного оборудования можно отнести:
  • Низкую цену в сравнении с мини-трактором.
  • Отличную маневренность.
  • Низкий расход горючего.
  • Минимальное уплотнение почвы при работе.
  • Недорогой ремонт.
  • Сравнительно дешевое навесное оборудование.

Данная техника является практически универсальной, поскольку с ее помощью можно выполнять подавляющее большинство работ в сельском и коммунальном хозяйстве. Это обеспечивается благодаря особой конструкции, которая позволяет устанавливать различное навесное оборудование.

На мотоблок можно поставить:
  • Роторную или сегментную косилку.
  • Грабли.
  • Плуг.
  • Культиватор.
  • Картофелесажалку.
  • Картофелекопалку.
  • Фрезу.
  • Пульверизатор.
  • Разбрасыватель удобрений.
  • Прицеп.
  • Снегоочиститель и пр.

Стоит обратить внимание на то, что далеко не каждая разновидность мотоблока является полностью универсальной. Чтобы можно было установить определенное навесное оборудование, необходимо чтобы техника обладала достаточной мощностью. В связи с этим перед покупкой определенной модели необходимо ознакомиться не только с ее характеристиками, но и техническими требованиями навесного оборудования, которое планируется на нее устанавливать. На рынке предлагаются как очень мощные мотоблоки, так и довольно слабые, которые предназначены для узкоспециализированных несложных работ.

Разновидности техники в зависимости от мощности и габаритов
В зависимости от мощности и габаритов мотоблоки разделяют на три категории:
  1. Легкие.
  2. Средние.
  3. Тяжелые.

Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, В связи с этим сложно сказать, какой тип мотоблока лучше. Все зависит только от индивидуальных требований, которые будут выставляться к технике в дальнейшем.

Легкие

Будут достаточными для обработки небольшого участка площадью до 20 соток. Это самые дешевые агрегаты, которые весят немного и не занимают полезное пространство в гараже или в другом месте, где они хранятся. Подобная техника оснащается слабым двигателем, поэтому не может выполнять сложные задачи. При сильной нагрузке, которая оказывается при работе в плотной земле, колеса мотоблока просто проворачиваются, поскольку легкое шасси не может утащить погруженное в почву оборудование, по причине своего малого веса.

Такая техника очень маневренная, поэтому ее удобно использовать для прополки сорняка между узкими рядами различных огородных и садовых растений. На такой мотоблок можно поставить плуг, рыхлитель или грабли. При этом следует учитывать, что на твердой почве такая техника вряд ли сможет потащить плуг. В большинстве случаев подобные виды используют для того, чтобы подготовить участок фрезами перед вспашкой, окучить растения или провести прополку.

Легкие аппараты зачастую оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. В связи с этим горючее в бак заливается вместе с маслом, которое нужно добавлять в строгой пропорции. По этой причине возникает ряд затруднений, поскольку нужно будет держать при себе измерительную тару, чтобы подготовить правильную горючую смесь. Иногда техника с двухтактным двигателем имеет более совершенную конструкцию, когда предусмотрен специальный бачок для заправки маслом. Агрегат самостоятельно подготавливает смесь и впрыскивает в камеру сгорания двигателя бензин с маслом, что намного удобнее, чем ручное замешивание топлива.

Средние

Мотоблоки среднего класса стоят дороже легких, но при этом имеют более широкие возможности. К ним уже можно подсоединять прицеп, чтобы перевозить различные грузы, в том числе и урожай с участка. Такой техникой можно пахать землю плугом, а также она вполне справится с картофелесажалкой и картофелекопалкой. Она обладает достаточной мощностью для выполнения практически любых задач и вполне справится с участками до 50 соток.

Нужно учесть, что хотя это оборудование практически полностью универсально, но все же его технические характеристики не рассчитаны для работы в промышленных масштабах. Первым недостатком данных устройств является воздушное охлаждение, поэтому при многочасовой работе двигатель сильно прогревается. Если нужно обрабатывать небольшой участок, это не проблема, но для сада в несколько гектаров, такого аппарата будет недостаточной.

Тяжелый мотоблок

Самый дорогой и затратный в обслуживании. Они оснащаются мощными двигателями, которые имеют значительный расход горючего. При этом данная техника сможет выполнить абсолютно любые задачи, на которые вообще способны мотоблоки. Она сможет возить прицепы с грузами в несколько тонн, также с ее помощью можно убирать большое количество снега. К таким мотоблокам подсоединяются дровоколы и веткоизмельчители. Они справятся с опрыскивателями, щетками для подметания и широкими косилками для травы.

Выбирая тяжелый мотоблок, следует учитывать, что он габаритный, поэтому потребует места в гараже не меньше чем половина легкового автомобиля. У данных аппаратов водяное охлаждение, поэтому их обслуживание более трудоемкое, поскольку требуется не только контролировать уровень смазки в двигателе и горючего в баке, но и следить за радиатором, чтобы он всегда был заполнен.

Какой двигатель лучше

Мотоблоки могут оснащаться бензиновым или дизельным двигателем. Бензиновый может быть двухтактный или четырехтактный. Самыми популярными являются дизельные мотоблоки. Это обусловлено тем, что такой тип двигателя имеет высокий КПД. Себестоимость использования дизельной техники ниже, чем бензиновой в связи с экономичностью потребления горючего.

Бензиновые моторы намного легче, чем дизельные. В связи с этим если требуется легкий мотоблок, способный быстро маневрировать между узкими рядами высаженных растений, то бензиновый будет более предпочтителен. Особенно это проявится, если техника перевозится на автомобильном прицепе и ее погрузкой, и выгрузкой занимается один человек.

Двигатели на бензине гораздо легче запускаются. Их можно завести даже в мороз, что нельзя сказать о дизельных моделях. При этом выбирая последние можно экономить на горючем, что особенно важно, если техника работает много и постоянно. Отдавая предпочтения дизелю, следует понимать, что мотоблок будет сильно вибрировать, что неприятно для рук и суставов.

Количество передач

Важным критерием при выборе мотоблока является количество передач. Простые машины имеют всего 2 скорости. Одна обеспечивает движение техники вперед, а вторая – назад. В этом случае регулировка оборотов колес осуществляется только с помощью ручки газа. Это очень неудобно, поскольку фактически мотоблок движется одинаково, что во время работы, что при переезде.

У средних мотоблоков обычно имеется 3 передачи. Две едут вперед, а одна назад. На первой осуществляется выполнение тяжелой работы, а вторая используется для переезда. Более низкая передача понижает крутящий момент двигателя, поэтому риск того что техника остановится во время работы в результате увеличения нагрузки минимизируется. У тяжелых мотоблоков обычно имеется 3-4 передачи вперед. На повышенной передаче техника двигается со скоростью около 10 км в час.

Вал отбора мощности

Представляет собой выступающий из корпуса мотоблока хвостовик, предназначенный для подсоединения различного навесного оборудования, которое имеет механизм вращения. Вал является обязательным для обеспечения работы косилки, картофелекопалки со встряхиваемым механизмом, помпы и пульверизатора. Он передает вращательное движение на прицепное оборудование от двигателя. Фактически мотор крутит колеса и сам вал.

Легкие мотоблоки не оснащаются валом, поэтому технологически не могут работать с многими разновидностями навесного оборудования. Вал может находиться в передней или задней части мотоблока. В связи с этим подбирая навесное оборудование нужно ориентироваться по данному факту, поскольку провести подключение передней навески к выступающему позади валу невозможно.

У большинства мотоблоков не имеется отдельного переключателя для включения вала. Он вращается постоянно, как только запускается двигатель. Выступающий хвостовик вала закрывается крышкой, которая прикручивается болтами, поэтому если нет необходимости в использовании отбора мощности, исключается вероятность несчастного случая в результате наматывания одежды на вращающийся механизм. У более дорогостоящих моделей имеется специальный рычаг для включения и отключения вала.

Многие мотоблоки китайского производства не имеют вала, а оснащаются вращающимся шкивом с ременной передачей. Это тоже вполне неплохая конструкция, которая эффективно передает мощность вращения двигателя на навесное оборудование.

Всё о мотоблоках: устройство, виды, какой выбрать для дачи

Мотоблок является довольно популярной разновидностью продуктивного малогабаритного трактора. Этот механический одноосный агрегат используется для обработки земли, а помогает ему в этом специальное навесное оборудование.

Само понятие стало актуальным еще в 80-е годы, ведь в тот период началось активное развитие аграрной сферы. Мотоблок сконструирован очень грамотно, поскольку во время работы человек без особых физических усилий может управлять машиной.

Зачем нужен мотоблок: детальное знакомство с возможностями агрегата

Даже если приобрести недорогой и надежный мотоблок, человек получит хорошего представителя сельскохозяйственной/садовой техники. Разнообразие выполняемых задач просто впечатляет. Для чего нужен этот мини-трактор? Для того, чтобы:

  • культивировать землю;
  • осуществлять обработку почвы;
  • садить культуры;
  • ухаживать за клумбами;
  • собирать урожай;
  • пропалывать землю между грядками;
  • избавлять почву от мусора;
  • убирать снег;
  • перевозить груз;
  • рыхлить землю;
  • окучивать грядки;
  • косить газон;
  • распиливать древесину;
  • собирать сено и т. п.

Естественно, все это возможно только с помощью специального дополнительного оборудования, которое подходит для определенных марок мотоблоков и соответствует их рабочим параметрам, весу и мощности.

Устройство мотоблока

Важный момент: практически все машины имеют одинаковое устройство и отличаются только мелкими деталями. Чтобы у человека было базовое представление о конструкции, следует отметить, что «земельный помощник» состоит из ходовой части, двигателя, органов управления и трансмиссии. Нужно рассмотреть схему мотоблока на примере модели МТЗ-05:


Что касается двигателя, то в этом плане современные производители отдают предпочтение классическим вариантам внутреннего сгорания. Множество не особо мощных изделий сопровождаются четырехтактными бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, а на более тяжелые варианты устанавливаются дизельные двигатели.


Одноцилиндровый четырехтактный двигатель (бензиновый) может использоваться в тех агрегатах, которые рассчитаны на небольшую обрабатываемую территорию и маленький сад. Он состоит из:

  • кривошипно-шатунного механизма;
  • системы управления;
  • распределяющего газ механизма;
  • составных деталей;
  • системы смазки, зажигания, охлаждения;
  • системы запуска, отвода отработанных газов, подачи воздуха.


Что касается трансмиссии, то ее основной задачей является передача вращающего движения от двигателя к колесам. Также она определяет направление и скорость передвижения.

Редуктор осуществляет изменение передаточного отношения и передачи вращения от шкива редуктора к колесам. Следует рассмотреть схему указанного компонента более детально.

Благодаря коробке передач происходит переключение скоростей. Зачастую это 6 (вперед) и 2 (назад).

Ходовая часть очень напоминает раму с закрепленными на ней колесами и базовыми узлами мотоблока. Сами же органы управления состоят из рулевой колонки, тяги переключения скоростей, рычагов управления газом, сцеплением и т. п.

Чтобы работа мотоблоком на огороде от посадки до сбора урожая была комфортной и результативной, следует выбрать среди разновидностей мотоблоков именно те, которые смогут продуктивно выполнять поставленные перед ними задачи.

Виды мотоблоков

Современный ассортимент устройств настолько велик, что прежде чем сделать окончательный выбор мотоблока, следует внимательно изучить все о мотоблоках и оборудовании к ним. Если оценивать по весу и мощности, следует выделить:

Читайте также:  Выбор цвета столешницы для белой кухни

Легкие

Агрегаты такого плана довольно распространены среди владельцев маленьких земельных участков. Устройства зачастую не особо мощные (не больше 4 л. с.), а это значит, что обрабатывать они смогут землю на глубине не больше 20 см.

Малый вес (около 20-30 кг) и небольшие габариты способствуют отличной маневренности, но нередко для лучшей устойчивости такие изделия необходимо утяжелять навесным оборудованием. Выбрать подобную технику для огорода и сада можно только в том случае, если у человека несколько десяток соток земли, не больше.

Средние

Подобные варианты также известны как полупрофессиональные мотоблоки. Их вес зачастую варьируется в пределах 40-60 кг, поэтому транспортировать такой агрегат вручную будет довольно сложно.

Отличаются наличием четырех фрез и способностью выкапывать корнеплоды. Мощность устройства – 5-6 л. с., поэтому даже в зимнее время можно успешно его эксплуатировать, приспособив в качестве снегоуборочной машины. Для дома подобный вариант будет идеальным.

Тяжелые

Будучи профессиональными мотоблоками, такие машины имеют внушительные размеры и вес, который нередко превышает 100 кг. Они выдерживают невероятные нагрузки, отлично справляются с самым тяжелым грунтом, отличаются высокой мощностью (до 13 л. с.) и могут выполнять задачу классического транспортного средства, перевозя довольно объемные и тяжелые грузы.

Если отталкиваться от вида двигателя, тогда актуальным становится распределение мотоблоков на бензиновые и дизельные.

Бензиновые: особенности

  • небольшой вес и цена;
  • низкий уровень шума;
  • отсутствие проблем с функциональностью из-за не особо приятных погодных условий;
  • практически неощутимая вибрация руля.

Следует отметить, что ухаживать за таким устройством довольно просто, так же как и ремонтировать его.

Дизельные: особенности

  • экономный расход дизельного топлива;
  • максимальная устойчивость и высокий уровень сцепления с землей;
  • присутствует возможность водяного и воздушного охлаждения;
  • простота ремонтного обслуживания;
  • надежность.

Такой агрегат стоит недешево, но цена топлива позволит быстро окупить приобретение и наслаждаться его продолжительной эксплуатацией.

Как выбрать надежный мотоблок для дачи и огорода? Какими критериями руководствоваться?

Если вопросы: «Что выбрать? Какой мотоблок лучше? Как грамотно подобрать «огородного помощника» и не прогадать?» являются актуальными для вас, тогда следует прислушаться к описанным ниже советам.

  • Для начала необходимо определиться с условиями, в которых будет работать агрегат. Конструктивная специфика должна полностью соответствовать площади участка;
  • Чтобы качественно обработать целинные земли, следует выбрать профессиональные модели, обладающие большим весом и мощностью, поскольку легкие модели будут «прыгать» и приносить дискомфорт оператору;
  • Лучшим выбором для постоянно обрабатываемой почвы станут легкие мотоблоки, поскольку они смогут свободно передвигаться, а не грузнуть как тяжелые;
  • Следует определиться с видами выполняемых работ, ведь большие мотоблоки отлично подойдут для работы с навесным оборудованием, тогда как для акцентирования на фрезах нужно выбрать варианты попроще;
  • Если человек планирует чаще всего использовать заднее дополнительное оборудование, ему нужно выбрать модели весом более 100 кг. Поклонникам маневренности и удобства лучше накопить средств и купить модели с валом отбора мощности и активной фрезой;
  • Всегда обращайте внимание на характеристики и не игнорируйте информацию, представленную в инструкциях по эксплуатации, поскольку каждый мотоблок имеет свои особенности.


На отечественном рынке представлен невероятный выбор мотоблоков, поэтому каждый, кто поставит перед собой цель приобрести действительно надежный и функциональный агрегат, сумеет отыскать соответствующую всем требованиям модель. Главное серьезно подойти к этому вопросу и иметь представления о том, какими возможностями обладает механический помощник.

Бензиновый мотоблок: выбираем лучший помощник

Средства малой механизации для работы на приусадебном участке — это та техническая область, где всегда есть немалый спрос. Одним из наиболее удобных и универсальных устройств для различных сельскохозяйственных и уборочных работ является мотоблок. Сегодня купить мотоблок отечественного или китайского производства — не проблема, ассортимент очень широк. Однако для того, чтобы не переплатить лишнее или наоборот, не взять слишком слабый агрегат, нужно уделить выбору достаточно внимания.

Разновидности мотоблоков

Для управления предусмотрены две рукоятки с кнопками и переключателями. Рабочее положение мотоблока — это когда оператор идёт за ним, удерживая за рукоятки. В некоторых устройствах предусмотрена возможность установки прицепа, что позволяет передвигаться на нём как на грузовом мотороллере с передним ведущим колесом.

О двигателе

Бензиновый двигатель применялся в мотоблоках с самого начала их внедрения в качестве машин малой механизации. Долгое время он был двухтактным, так как именно такой тип обеспечивал большую мощность и неприхотливость, а на повышенный шум и выхлоп тогда не обращали внимания. Сегодня на большинство устройств ставят четырёхтактные моторы — они тише работают, имеют больший ресурс, а также экономнее используют топливо. Почти во всех устройствах стоит по одному цилиндру. Только самые тяжёлые мотоблоки комплектуются двухцилиндровыми двигателями, что делает их ближе к мини-тракторам.

Тип передачи

Крутящий момент от двигателя к ведущим осям может передаваться с помощью различных типов передач:

  • Ременные и цепные. Самый часто встречающийся тип трансмиссии. Коленвал двигателя в таких моделях расположен обычно параллельно оси колёс. Для передачи крутящего момента служат шкивы с ремнём или же пара звёздочек с цепью. Иногда на ременную передачу ложится функция клиноременного вариатора — этот узел обычно понижает скорость вращения, но увеличивает тяговые возможности. Иногда вместо вала отбора мощности устанавливается двойной шкив.
  • Зубчато-червячные. Такая трансмиссия очень лёгкая и компактная, ставится обычно на слабые мотоблоки, предназначенные для использования в частном хозяйстве. Коленвал в них расположен вертикально, сцепление обычно автоматическое центробежное.
  • Зубчатые. Это классический тип, который обычно используется на полноразмерной технике вроде тракторов. Трансмиссия надёжная, но тяжёлая и материалоёмкая, стоит немало. Поэтому ставят её на тяжёлые пропашные мотоблоки, которые целесообразно использовать на большой площади.

Класс техники

Сюда входят вес, мощность двигателя, возможность работать с различным навесным оборудованием. Условно все мотоблоки делят на лёгкие, средние и тяжёлые. Чем «тяжелее» техника (часто и в буквальном смысле), тем лучше она приспособлена к большим объёмам сложных работ. Также от класса зависят характеристики насадок и прицепов, например, фрез или плугов для вспашки или прополки.

Параметры, оптимизирующие работу

Для того, чтобы мотоблок был как можно более функциональным, его оснащают различными система и устройствами. Конечно, такие усовершенствования не могут быть самоцелью — лучше простой, но надёжный мотоблок с одной передачей и без реверса, чем агрегат, напичканный функциями, но который не берут в сервис по гарантии.

Количество скоростей

В простых устройствах скорость вообще одна — это дешевле, проще и меньше весит. В более продвинутых мотоблоках может быть 2 — 4 скорости. Особенно это удобно при езде с прицепом. Также все тяжёлые и много средних агрегатов имеют функцию реверса, то есть заднего хода.

Наличие вала отбора мощности

Этот элемент позволяет передавать крутящий момент двигателя на прицепное и навесное оборудование плуги, картофелекопалки, сеялки, молотилки, дровоколы, снегоочистители и множество других. Помимо собственно ВОМ, который выглядит как стержень с проточкой и шпонкой либо иным стыкующимся фиксирующим устройством, передача на насадки может быть ременной — обычно она используется для того вида оборудования, которое прикрепляется спереди мотоблока.

Лучшая модель малого класса

Лёгкий мотоблок — это замечательный агрегат, который придёт на помощь дачнику или коммерсанту, владеющему небольшим участком. Универсализм устройства здесь безусловный плюс, ведь с его помощью тогда можно будет выполнять множество различных операций.

Мобил К МКМ-3 ПРО MBK0018441 6.5 л.с.

Характеристики:

  • класс: легкий;
  • максимальная ширина обработки 105 см;
  • скорости: 2 вперед, 1 назад;
  • двигатель: Loncin G200FA;
  • тип редуктора: шестеренчато-цепной;
  • тип колес: из литой резины;
  • вес: 69 кг.

Несмотря на довольно скромные размеры и вес, это устройство, произведённое в городе Гагарин, отличается немалой мощностью, а также шириной обработки более метра.

С его помощью можно не только прополоть межрядье, вспахать землю, но и выкопать картофель, накачать воду или скосить траву.

Возможность прикрепить прицеп также есть. Колёса литые — с одной стороны, это менее практично и добавляет веса, с другой, позволяет не возиться с давлением в шинах и подбором внутренних камер. Шестерёнчато-цепной механизм не назовёшь дешёвым, однако он всё же дешевле зубчатого. Надёжность агрегата характеризуется как высокая.

ПлюсыМинусы
Возможность комплектации разными двигателямиЛитые колёса
Универсальность использованияВысокая цена
Надёжная работа

Отзыв

Артём Соколовский, 64 года, Самарская область:
Купил такой аппарат в хозяйство. Участок небольшой, поэтому изначально искал лёгкий мотоблок. Этот просто отличный: в отличие от китайских машин, это полноценный мотоблок: к нему огромное количество насадок можно подключить, ну и прицеп, само собой, сделал. Правда, и цена немалая, но она себя оправдывает.

Лучший средний вариант

Средние мотоблоки предназначены для широкого фронта работ. Вскапывать с их помощью землю фрезой на осях уже не получится — слишком большой вес. Зато и производительность с прицепным оборудованием будет больше, а глубина и ширина обработки вырастет.

CHAMPION BC9713 7 л.с.э

Характеристики:

  • класс: средний;
  • глубина культивирования 30 см;
  • максимальная ширина обработки 80 см;
  • коробка передач: механическая;
  • скорости: 2 вперед, 1 назад;
  • двигатель: Champion G210-1HK;
  • тип редуктора: шестеренчатый;
  • реверс;
  • вал отбора мощности;
  • тип колес: пневматические;
  • вес: 98 кг.

Честный китайский мотоблок, который не прикидывается продвинутым, зато и цена на него вполне умеренная. Комплектуется двигателем собственного изготовления (как известно, бензотехника Champion производится на материнских заводах полного цикла).

Мощности в 7 л. с. вполне хватает для работы на участке средних размеров. Несмотря на довольно солидный вес почти в 100 кг при вспашке мотоблок иногда начинает подпрыгивать, что решается навеской утяжелителей. Пневматические колёса и надёжный шестерёнчатый привод приближают его к профессиональным моделям.

ПлюсыМинусы
Хорошая сборкаМалая ширина пропашки
Низкая цена
Зубчатая трансмиссия

Отзыв

Михаил Варварин, 46 лет, Воронежская область:
Отличный мотоблок за смешные деньги. Понравился мне больше, чем российские. Российский производитель цены себе не сложит. Видимо, дорого у нас производить. А у китайцев таким объёмы, что они могут держать низкую цену. Всё, что надо есть. Мешок с цементом привязал впереди, «запряг» его в телегу и поехал. Дров на нём перевозил — не счесть, и все надворные постройки по кирпичику.

Лучший тяжёлый аппарат

Тяжёлая техника успешно применяется на тех участках, где не справится лёгкие и слабые устройства. Особенности конструкции, материалы и механизмы таких агрегатов позволяют им быть не только функциональными, но и надёжными.

GRASSHOPPER 188F 13.05 л.с.

Характеристики:

  • класс: тяжелый;
  • коробка передач: механическая;
  • скорости: 4 вперед, 2 назад;
  • двигатель: WEIMA 188F;
  • тип редуктора: шестеренчатый;
  • реверс;
  • вал отбора мощности;
  • тип колес: пневматические;
  • вес: 217 кг.

Белорусская сборка из иностранных комплектующих — можно сказать, что это Беларус премиум-класса. В качестве «сердца» аппарата используется двигатель Weima — китайская лицензионная копия мотора Honda. Вес устройства составляет 217 кг, что позволяет успешно работать даже по целине.

Зубчатая трансмиссия и вал отбора дают возможность работать практически с любым навесным и прицепным оборудованием. С прицепом можно доставлять значительное количество груза, особенно если утяжелить сам мотоблок для лучшего сцепления с дорогой. Скорость благодаря двум обычным и двум пониженным вполне приемлемая — 16 км/ч.

ПлюсыМинусы
Большая мощностьВысокая цена
Солидный вес
Хорошая коробка передач

Отзыв

Максим Леонидов, 41 год, Ставрополь:
Фермером себя назвать не могу, объёмы не те, но часть продукции овощей сдаю регулярно. Мясом торгую сам — в хозяйстве коровы и свиньи. Из овощей больше всего картофеля. Недавно с этим мотоблоком распахал участок под картошку, который до этого вообще стоял травой заросший — и ничего, справился отлично. То, что тяжёлый — это хорошо, не прыгает вообще.

Вывод

Покупка мотоблока значительно облегчает работу тех, кто постоянно трудится на участке. Благодаря высокой универсальности устройства спектр задач, выполняемых мотоблоком, довольно широк, что делает его актуальным не только для обработки земли.

Читайте также другие полезные статьи:

Видео-обзор мотоблока Champion BC9713

Мотокультиватор или мотоблок – что выбрать в зависимости от потребностей

Средства малой механизации, ставшие популярными в последние десятилетия, серьезно облегчают жизнь дачников, фермеров и жителям сел и деревень, имеющих в своем распоряжении определенные площади сельскохозяйственных угодий. Обработка земли и уход за культурами требует меньших физических усилий и затрат времени, если купить мотоблок или мотокультиватор.

Это сравнительно недорогие машины на базе бензиновых двигателей, при помощи которых можно выполнить целый спектр операций по обработке грунта, уходу за растениями и уборке урожая на площадях от 10 – 15 соток до 2-3 гектаров. Большинство таких машин отличается надежностью конструкции, простотой управления, экономным расходом горючего и универсальностью.

С их помощью можно выполнять: вспашку; культивацию; нарезку рядов; окучивание; прополку; уборку картофеля; кошение травы; очистку двора и дорожек от снега… И еще много операций, ранее требовавших тяжелого физического труда. Важно только определится с объемом предполагаемых работ и правильно выбрать технику. Первая проблема, которая возникает при выборе этой техники — мотоблок или мотокультиватор, что выбрать для своих нужд. Далее мы рассмотрим эту проблему подробнее.

Читайте также:  Полки из гипсокартона: идеи для изготовления своими руками

В чем разница между мотокультиватором и мотоблоком

МотокультиваторыМотоблоки
Вес, кг20 – 6070 – 120
Мощность л. с.3 – 67 – 12 и более
Конструкция рамыЖесткость и массивность рамы зависит от мощности.Массивная, усиленная рама.
Коробка передачОграничены одной передачей, есть возможность задать направление вращения фрез.Есть коробка передач, как минимум 2 вперед и 1 назад передача.
Вал отбора мощности
ПневмоколесаПневмоколесами оснащаются только некоторые модели.Как правило, оснащаются пневмоколесами.
ФрезерованиеОсновной способ обработки почвы.Может применяться, при этом не является основным способом обработки.
Работа с окучникамиСмогут работать тяжелые модели, но только на легких почвах.Могут работать с двойными окучниками.
Работа с плугомНе приспособлены.Могут обрабатывать различные типы почв.
Работа с картофелекопателемНе приспособленыМогут работать с картофелекопателем.
Работа с косилкой,
снегоуборщиком и другой
активной навеской
Не приспособлены.Могут работать модели оборудованные валом отбора мощности.
Транспортные работыЕсть возможность приспособить для транспортных работ, но нет целесообразности.Возможно выполнять транспортные работы.

Мотокультиваторы

Очень популярные машинки на базе преимущественно бензиновых двигателей. Мощность моторов составляет 3 – 6 л.с., а вес агрегата достигает 60 кг. Диапазон масс довольно значителен — можно найти культиваторы весом около 20 кг, а купить и модели, в которых предусмотрена установка специальных балластных утяжелителей, увеличивающих общую массу до 100 и более килограммов. Это требуется при работе на тяжелых грунтах и выполнении определенных операций, о которых речь пойдет ниже.

Функционал мотокультиваторов довольно ограничен — распушивание почвы, прополка, междурядная обработка, в некоторых случаях — окучивание. Сфера использования мотокультиваторов массой до 50 кг — дачные и приусадебные участки площадью до 15 – 20 соток, клумбы, теплицы.

Рабочий орган мотокультиватора — секционная вращающаяся фреза шириной 35 – 70 см. За счет съемных секций ширину фрезы можно менять, что очень удобно для обработки разных культур с различной шириной междурядий. Фреза одновременно является и движителем агрегата — зацепляясь за грунт тянет культиватор вперед со скоростью, которая регулируется рукояткой газа.

Современные модели мотокультиваторов могут оборудоваться и коробками передач вариаторного или шестеренчатого типов с реверсом или без него. Как правило, КПП устанавливаются на устройства тяжелее 50 кг. Число передач у большинства моделей не слишком велико — 1+1 или 2+1.

Вместо фрезы на тяжелые модели можно установить металлические колеса с грунтозацепами. Это дает возможность пользоваться прицепными орудиями — плугами и окучниками. Но практика показывает, что даже тяжелые мотокультиваторы со вспашкой справиться не в состоянии, а окучивают картофель на приемлемом уровне качества только на легких грунтах, даже в случае предварительной обработки междурядий фрезой.

Обобщая информацию, можно со всей уверенностью утверждать, что мотокультиваторы имеют право на жизнь, и даже обладают своими преимуществами перед мотоблоками, но только в случае использования их на небольших участках и внутри искусственных сооружений. Основные операции, с которой большинство мотокультиваторов справляется на «отлично» — рыхление грунта фрезой и обработка междурядий.

Мотоблоки

В споре, что лучше мотокультиватор или мотоблок, нельзя однозначно принять ту или иную сторону. Это приблизительно то же, что сравнивать гусеничный трактор и легковой автомобиль. У каждого из агрегатов свое назначение и свои особенности. Если сравнивать одинаковые операции, то мотоблок с ними справляется более уверенно, чем мотокультиватор, но взамен он дороже, тяжелее, расходует больше горючего.

Производятся мотоблоки на базе бензиновых и дизельных двигателей приблизительно в равной пропорции. Бензиновые двигатели устанавливаются на легкие и средние мотоблоки, массой 50 – 150 кг, дизельные — на значительную часть средних и тяжелые, масса которых может достигать 300 кг. Мощность двигателей легких мотоблоков составляет около 6 л.с., средних — до 8 л.с. и тяжелых — 8 – 12, а то и более лошадиных сил.

Главное отличие мотоблока от мотокультиватора — наличие пневматических шин и вала отбора мощности, позволяющего подключить широкий шлейф навесного оборудования — ту же фрезу, косилку, насос, дровокол и т.д. Пневматические колеса используются как в транспортном, так и в рабочем положении.

Оборудуются мотоблоки всех видов и полноценными коробками передач с обязательной задней скоростью. У средних и тяжелых мотоблоков может быть до 4 – 5 передач вперед и 2 назад. Но большинство моделей располагает более простыми трансмиссиями с 2 – 3 передними и одной задней передачей.

Запуск мотора осуществляется как вручную, так и от электростартера (у некоторых моделей профессионального класса). Мотоблоки уверенно работают практически со всеми видами сельскохозяйственных орудий. Они могут пахать, культивировать, косить, копать картофель. Очень удобно использовать их в качестве транспортного средства — большинство из мотоблоков комплектуются прицепными тележками грузоподъемностью 0,3 – 1 тонну. Скорость движения мотоблока с прицепом может превышать 12 км/ч.

Средние и тяжелые варианты мотоблоков оснащаются блокируемым дифференциалом, позволяющим работать на тяжелых почвах, мокрой траве и передвигаться по размытым дорогам и пашне.

Существуют на рынке и переходные модели, которые по своим основным параметрам походят на мотоблок и имеют большой вес, коробку передач, редуктор, но не имеют вала отбора мощности. По сути, это мотокультиватор на колесном ходу и зачастую, в чем разница между мотокультиватором или мотоблоком понять сложно. Это промежуточные модели, вобравшие все лучшее от обеих машин.

В каких случаях можно использовать культиватор, а в каких мотоблок

Культиватор — идеальная машина для дачи и небольшого участка. Некоторые европейские, американские и японские модели можно использовать для профессиональной работы в ландшафтном дизайне, садоводстве, тепличном хозяйстве. Они отлично разрыхляют грунт практически до состояния мелкого песка или муки, уничтожают сорняки, а возможность изменения ширины фрезерования делает их незаменимыми в огородничестве.

По своей функциональности они практически не уступают легким мотоблокам — нет только возможности транспортирования прицепа, но легкими мотоблоками, как транспортным средством мало кто пользуется.

Если земля у вас обработанная и в последующем вам необходимо поддерживать ее состояние из года в год, производя фрезерование, то лучшим выбором будет мотокультиватор весом 30 – 40 кг. Для теплиц можно выбрать модель культиватора массой 20 кг.

Мотоблок — это универсальный инструмент позволяющий выполнять не только фрезерование, но и другие различные операции. Поэтому если вам нужна только культивация, то не стоит тратить средства на мотоблок.

Мотоблок следует покупать только при наличии участка площадью около 0,5 гектара, необходимости подключения активного оборудования и перевозки различных сельскохозяйственных, строительных и бытовых грузов на небольшие расстояния. Мотоблоки, особенно тяжелые, обладают функциональностью мини-трактора.

В некоторых случаях можно прикреплять тележку и к мотокультиватору. Для этого потребуется докупить пневмоколеса и специальную сцепку. Однако это имеет очень мало смысла, сам мотокультиватор не обладает такой мощностью, а из-за отсутствия повышенных передач скорость его передвижения будет всего 2 – 3 км./ч.

Если планируете работать с задним навесным оборудованием таким как плуг, картофелекопатель, двойной окучник, то здесь не обойтись без мотоблока. При этом, чем тяжелее будет мотоблок, тем легче работать с задним навесным оборудованием, но тяжелее производить фрезерование. Для работы с плугом следует присмотреться к мотоблокам весом 100 – 120 кг.

Кроме обработки земли мотоблок позволяет прицепить косилку для кошения травы. Существует два вида таких косилок – ножевые и роторные. Они могут быть приспособлены как для кошения сена, так и для кошения газона.

В зимний период к мотоблоку можно прицепить роторный снегоуборщик и использовать для быстрой уборки снега с дорожек вокруг дома.

В последнее время наметилась тенденция оснащения мотоблока передним управляемым мостом и превращения его в четырехколесную с/х машину, обладающую доставочной мощностью и широтой возможностей для обслуживания частной фермы, паркового и коммунального хозяйства или среднего по размерам огородного и тепличного хозяйства.

При выборе необходимой техники, прежде всего, рекомендуется ориентироваться на объем и вид работ, для которых она покупается. Следует также помнить, что чем мощнее мотоблок или культиватор, тем труднее им управлять. Для пенсионеров и женщин, работающих на приусадебных участках, лучше всего купить средний по массе мотокультиватор, а для полноценного использования в товарном хозяйстве — мотоблок.

Мотоблок – что это такое и какие они бывают

Запись дневника создана пользователем CaimanTeh, 16.03.16
Просмотров: 11.742, Комментариев: 2

Мотоблок это одноосное самоходное сельскохозяйственное орудие с возможностью временного подключения и использования активного навесного оборудования, приводящегося в в действие от двигателя мотоблока.

Именно такова моя позиция, ни больше и не меньше. И сейчас я буду эту позицию объяснять.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА МОТОБЛОК

В общетехническом плане, слово “мотоблок” означает единый агрегат в который встроены следующие элементы: двигатель, сцепление и трансмиссия. Например, в танке Т-80 силовая установка называется именно “мотоблок” – это агрегат который можно отключить и вынуть из отсека.

При форумных обсуждениях “чей мотоблок круче” наблюдается сползание в сторону меряния размерами – масса, кубатура двигателя, сколько тянет и т.п. Стремление мотоблководов возвыситься над своими собратьями вполне понятно, однако такой подход не является техническим. Такой подход очень похож на мерянье автомобилями и небрежное “да это не автомобиль, а так”, но ведь мы все понимаем, что и то и то является автомобилем.

Так же и с мотоблоками. Владельцы дизельных мотоблоков могут не считать бензиновые мотоблоки “мотоблоками”. Владельцы аппаратов массой больше центнера – презрительно отзовутся об аппаратах массой 70-80 килограмм. А уж владельцы мотоблоков с ВОМ и вовсе могут считать мотоблоки с дополнительным шкивом “перекультиваторами” или “недомотоблоками”. И у всех у них будет много красочных и эмоциональных обоснований, не имеющих ничего общего с технической стороной вопроса.

А техническая сторона вопроса очень проста – мотоблока от мотокультиватора отличает наличие вывода трансмиссии для подключения дополнительного оборудования.

В качестве примеров буду использовать мотоблоки из линейки Caiman, благо у нас весь спектр от и до.

По типу двигателя:

  • мотоблок с бензиновым двигателем
  • мотоблок с дизельным двигателем (ну ладно, согласен, в линейке Caiman нет мотоблоков с дизельным двигателем. Как пример подойдёт и дизельный MasterYard QUATRO JUNIOR DIESEL TWK+ )
  • мотоблок с электрическим двигателем (добавляю из простого занудства. сам не видел, но раз есть электрические снегоуборщики, газонокосилки, культиваторы и тракторы, то нельзя исключать и появление электрических мотоблоков)

По типу подключения активного навесного оборудования

  • Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ)
  • Мотоблоки с дополнительным шкивом (вторым ручьём)

(ещё я предпочитаю делить их по критерию “заднее расположение фрез” и “нижнее расположение фрез”. Это деление работает в условиях современного российского рынка, но технически оно не тождественно классификации по типа подключения навесного оборудования)

Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ)

Данный тип мотоблоков ещё назывался “пеший трактор” или “одноосный трактор”.

Типичным представителем данного класса является мотоблок Caiman 320-330-340 (ветка обсуждения здесь https://www.forumhouse.ru/threads/191635/ )

У него всегда присутствуют колёса и фрезы подключаются сзади к валу отбора мощности. Если снять фрезы, то можно подключить грохотную картофелекопалку. Если перевернуть ручки на 180 градусов, то вал отбора мощности оказывается спереди и к нему можно подключить косилку, снегоотбрасыватель, подметальную щётку.

При переворачивании ручек на 180 градусов, нужно не забыть переставить колёса (или грунтозацепы) местами, так что бы рисунок протектора был направлен “стрелочками вперёд”

Исключения из правил

На российском рынке много разных видов мотоблоков с ВОМ и большинство из них обладает следующими характеристиками:

  • двигатель расположен близко к земле
  • вал отбора мощности один и расположен сзади
  • ручки поворотные
  • трансмиссия автомобильного типа встроенным дифференциалом

Но, возможны варианты и исключения из этих правил.

Мотоблоки с дополнительным шкивом (вторым ручьём)

Самый массовый тип мотоблока на российском рынке, конструктивно близок к мотокультиватору.

Типичным представителем данного класса является мотоблок Caiman Vario (ветка обсуждения здесь https://www.forumhouse.ru/threads/308928/ )

Культиваторные фрезы располагаются под двигателем и получают вращение через узкий цепной редуктор. Фрезы можно снять и заменить на колёса. В передней части мотоблока находится дополнительный шкив который, с помощью ременной передачи, питает навесное оборудование – косилку, снегоотбрасыватель, щётку.

Активную картофелекопалку на него не повесить, только “дельфина”, но вот активная картофелесажалка с приводом от собственных колёс – легко. (у нас она в ассортименте есть, но сфотографировать сейчас не могу)

В отличии от мотоблока с ВОМ, переворачивать ручки на 180 градусов не нужно, а значит переставлять колёса местами не придётся.

Исключения из правил

Читайте также:  Особенности герметизирующей ленты

На российском рынке тьма тьмущая мотоблоков с дополнительным шкивом и большинство из них имеет следующие характеристики:

  • двигатель расположен высоко над землёй
  • узкий длинный редуктор (цепной, червячный или шестерёнчатый)
  • дополнительный шкив один и расположен спереди
  • есть реверс

Но, возможны варианты и исключения из этих правил.

Мотокультиваторы или как сделать мотоблок своими руками

Мотокультиваторы включены в этот список по очень простой причине – они легко превращаются в мотоблоки с дополнительным шкивом.

Хорошим примером является всё тот же Caiman Vario – при выходе на российский рынок ош шёл в комплектации “мотокультиватор”, но под кожухом у него было место под двойной шкив и съёмная передняя часть шкива.

Можно было взять штуку под названием “Комплект двойных шкивов для Vario + скоба (8000020124)” (скоба нужна что бы не дать соскочить ремню со второго ручья) и мотокультиватор Caiman Vario становился мотоблоком.

Вот сейчас непременно найдётся человек со здоровенным мотоблоком, массой за центнер с настоящим валом отбора мощности о 3 шлицах, презрительно цыкнет и скажет “да вы такую на любой мотокультиватор насадите и скажите что это мотоблок”.

Приятель, мы рады что у тебя он такой большой и с такими козырными шлицами, но дело ведь не в размерах аппарата, а в умении им пользоваться.

И если кто-то насадит двойной шкив на Caiman Nano и прицепит к нему снегоотбрасыватель от электролопаты Monferme, то я скажу что это настоящий мотоблок. Независимо от массы, мощности и размеров.

Важно: не все мотокультиваторы можно превратить в мотоблоки. Есть такие, например мотокультиватор Caiman Roto, которые как выглядят как мотоблоки, но являются строго мотокультиваторами

МОТОБЛОКИ ПО ОШИБКЕ НАЗЫВАЕМЫЕ КУЛЬТИВАТОРАМИ

Это последнее прибежище владельцев тяжёлых мотоблоков, не готовых смириться с тем что презренные перекультиваторы носят то же название что и их АГРЕГАТИЩИ.

Примеров у них всего два:

  • советский “Мотокультиватор МК-1 Крот”
  • наш “Культиватор Caiman Quatro Junior”

Сколько страсти и отчаяния вкладывают они в крик души “У Крота тоже есть второй ручей, но его никто и никода не называл мотоблоком”

Предлагаю уже раз и навсегда закрыть этот вопрос – “Мотокультиватор МК-1 Крот” это мотоблок. Своё каталожное название “Мотокультиватор” и соответствующую аббревиатуру “МК” он носит по традиции. А мотоблоком его называют почти с самого начала, то есть без малого 30 лет.

ИСТОРИЯ МОТОБЛОКА КРОТ В ЦИТАТАХ

Новое в жизни, науке, технике: Серия Сельское хозяйство (1987)

А в журнале “Садоводство и виноградарство Молдавии” за 1987 год есть объявление рекамирующее мотокультиватор “Крот”. Описание мотокультиватора “Крот”, его характеристики. Вот только называется оно “Мотоблок Крот” и заканчивается словами “Цена мотоблока — 275 руб”

То есть, его сперва выпустили как мотокультиватор и назначили аббревиатуру “МК-1”, а потом преобразовали в мотоблок. И записывали в один ряд с другими советскими мотоблоками

Второй пример из той же серии. Он не настолько эпичен как история Крота, но его можно предъявлять мне – “Вон, у вас же эта модель называется КУЛЬТИВАТОР”.

Да, мотоблок Caiman Quatro Junior называется у нас культиватором, однако находится он в разделе “Мотоблоки” и следующая за ним модификация Caiman Quatro Max называется уже мотоблоком.

И “Мотокультиватор МК-1 Крот” и “Культиватор Caiman Quatro Junior” являются мотоблоками и это технический факт.
А названия? Ну, так сложилось исторически.

Мотоблоки любых типов и мотокультиваторы можно использовать с множеством навесного оборудования не требующего подключения к ВОМ или дополнительному шкиву.

Окучники разных видов и плуги. В том числе оборотные

Бульдозерный отвал летом

Бульдозерный отвал зимой (кстати, на видео – мотокультиватор, а не мотоблок)

Можно даже с прицепом


Успешного сельскохозяйственного сезона!
Занимайтесь урожаем на грядках, а не киданием виртуальных какашек в тех у кого меньше кубиков!

Тут возникли сомнения в возможности работы миникультиваторов с окучником

Подрезчик кромок газона, аэратор/щелеватель, грунтозацепы и окучник – официальные штатные дополнительные навески для миникультиваторов нашего любимого французского производителя.

Вот старое видео с миникультиватором-одноклассником культиватора MasterYard MB 87L. Можете сами посмотреть его характеристики – http://www.shop.unisaw.ru/catalog/384142/

Видео старое и вытащено из архива, прошу прощения за качество – https://www.youtube.com/watch?v=nWO88VxbyxU

Есть ограничения на тип и степень обработанности почвы, но ничего невозможного в таком использовании миникультиватора нет.

Что такое мотоблок и как он выглядит?

Мотоблок – одно из наиболее популярных и востребованных технических средств во всем мире. Его использование помогает решить множество мелких задач в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях. Тем не менее многие люди, которым он потенциально мог бы пригодиться, до сих пор толком не понимают его предназначение и сомневаются в необходимости его покупки. Чтобы вы четко поняли, нужен ли вам в хозяйстве такой агрегат, стоит подробно рассмотреть его особенности и потенциальную сферу применения.

Общее описание и история возникновения

Лучше всего понятие мотоблока раскрывают его старые названия, широко используемые в русском языке вплоть до 80-х годов прошлого века: пешеходный, малогабаритный или одноосный трактор. Со стороны он выглядит как некое подобие двухколесной тачки с ручками, которую необходимо вести. Только мотоблок, в отличие от тачки, обычно может «помогать» оператору в своем перемещении благодаря встроенному маломощному двигателю. Такое устройство нельзя назвать самоходным, поскольку из-за всего двух колес по бокам оно не может двигаться без дополнительной опоры в виде оператора, в то же время оно не приводится в действие исключительно человеческой силой.

Из-за сравнительно маленьких размеров и недорогого маломощного двигателя такой «трактор» обходится куда дешевле полноценного, хотя продуктивность, конечно, тоже заметно снижена. Впрочем, для небольших фермерских хозяйств такое решение может оказаться весьма выгодным. Стоит отметить, что в зависимости от потенциальных задач такой агрегат может быть как крошечным (не крупнее средней газонокосилки и с двигателем в одну лошадиную силу), так и действительно напоминающим маленький трактор с мощностью до 10 лошадиных сил. Если говорить о сельском хозяйстве, то использование крупных мотоблоков считается целесообразным при обработке территории до четырех гектаров.

Первые образцы мотоблоков появились еще в те годы, когда стремительная механизация сельского хозяйства стала понемногу внедрять моторизованную технику и в эту сферу человеческой деятельности. Патент на одну из первых моделей был выдан еще в 1912 году, а уже через несколько лет производство такого оборудования поставила на поток небезызвестная немецкая компания Siemens. Спустя десять — двадцать лет у немцев появились конкуренты в большинстве других крупных европейских стран, но после Второй мировой войны популярность такой техники в Западной Европе претерпела некоторый спад.

Зато в последующие десятилетия мотоблоки стали приобретать все большую популярность в странах с более низким уровнем жизни. В СССР они прочно вошли в обиход примерно с 80-х годов прошлого века, а в течение последующих десятилетий стали безумно популярными во всей Азии и Африке. На сегодняшний день огромная доля техники такого типа выпускается в Китае. Эта же страна относится к лидерам и по количеству эксплуатируемых экземпляров.

Основные узлы механизма

Как и положено движущейся технике, любой мотоблок имеет в своем составе ходовую часть как базу, однако от простой тележки его отличает наличие еще как минимум четырех комплектующих: двигателя, трансмиссии, а также систем агрегатирования и управления.

Двигатели в мотоблоках практически всегда работают на жидком топливе, электрические – пока большая редкость. Новые модели обычно четырехтактные. Их двухтактные «собратья» сегодня уже считаются устаревающими. Поскольку агрегат управляется пешим человеком, двигатель оснащен автоматическим регулятором частоты вращения. По мощности двигателя мотоблоки обычно делятся на легкие (до 5 лошадиных сил) и тяжелые (от 4 до 10 лошадиных сил), а вот мощность более 10 лошадиных сил встречается весьма редко.

Что касается трансмиссии, то у мотоблоков этот механизм может быть одного из четырех типов. Зубчатая трансмиссия, наиболее характерная для обыкновенных тракторов, встречается обычно на крупных мотоблоках. Она хороша возможностью заднего хода, но существуют и альтернативные решения.

Так, зубчато-червячная трансмиссия ценится за компактность и сравнительно небольшое утяжеление агрегата, потому и встречается обычно у легких моделей. Ременно-зубчато-цепная трансмиссия позволяет добиться увеличения агротехнического просвета, благодаря чему оснащенные ею мотоблоки более уместны в условиях рыхлой почвы и лучше подходят для обработки огородов.

Гидрообъемная трансмиссия – одно из нововведений. Ее широкое применение характерно преимущественно для последнего десятилетия. Выбирают ее обычно ради упрощения управления транспортом, поскольку с ее помощью легко регулировать скорость движения агрегата.

Система агрегатирования – это, говоря простым языком, специальные приспособления, позволяющие прикрепить к мотоблоку те или иные сельскохозяйственные орудия, ведь без таких аксессуаров он бесполезен. По этому признаку пешеходные тракторы делятся на две основные категории. Мотокультиваторы предполагают установку дополнительного оборудования прямо на ось. Колесные же мотоблоки оснащены специальным кронштейном, на который крепится все необходимое.

Что касается системы управления, то она в разных моделях отдельных производителей может быть реализована по-разному. Однако в большинстве случаев удерживание агрегата в правильном положении и его ориентирование в нужном направлении осуществляется при помощи рулевых штанг. Поскольку обе руки оператора в процессе использования заняты этими ручками, все основные функции управляются отсюда же: сцепление зачастую располагают на левой штанге, а газ – на правой. Легкие модели обычно вообще не имеют какого-либо механического тормоза, у тяжелых он предусмотрен также на правой штанге. Что касается более специфических органов управления, то их обычно на штанги не выводят – они располагаются на том же узле, которым управляют.

В последнее время производители также значительное внимание уделяют безопасности оператора. Хотя не во всех моделях присутствует хотя бы что-то из нижеперечисленного, при выборе хорошего варианта лучше немного переплатить за полную комплектацию. Так, специальные защитные кожухи над рабочими фрезами не позволяют вылетающим комьям земли или камням лететь в сторону оператора. Рулевые штанги часто оснащаются упругой подвеской, сглаживающей вибрации мотора, ведь последняя часто провоцирует различные нарушения здоровья.

Хороший мотоблок также умеет автоматически отключать трансмиссию, как только оператор отпускает рулевые штанги. Это минимизирует количество аварий. Некоторые производители специально ограничивают движение задним ходом скоростью не более 30 см в секунду. Это позволяет избежать наезда на оператора при его падении.

Сфера применения

Сам по себе мотоблок не может иметь никакого применения — все зависит лишь от дополнительных орудий, которые к нему присоединяются и никогда не поставляются в комплекте. Соответственно, функциональность каждой модели зависит лишь от того, насколько возможно присоединить к основному механизму дополнительные комплектующие.

При помощи мотоблока можно пахать огород или окучивать грядки. Подобное применение чаще встречается на небольших участках вроде садов, клумб или теплиц, но все зависит только от мощности агрегата, ведь как уже было сказано, самые мощные модели потянут до 4 гектаров территории. При необходимости агрегат можно использовать и для выкашивания травы, и даже для уборки снега. Совершенно отдельным способом использования мотоблоков является транспортировка грузов, правда, не слишком тяжелых и не очень далеко.

Понятно, что не все из описанных способов применения годятся для мотоблока любого типа. Все зависит от мощности двигателя и некоторых других характеристик модели. Например, сфера использования легких пешеходных тракторов обычно ограничивается только вспахиванием при помощи фрезы, тот же окучник докупают не всегда. Агрегат средней мощности является универсальной вспахивающей машиной, к нему крепят не только фрезу и окучник, но еще и небольшой плуг с бороной. При необходимости можно расширить арсенал инструментов также косилкой и легким полуприцепом, к тому же такие модели обычно поставляются со сменными колесами.

Универсальным решением, пусть и без сменных колес, являются тяжелые мотоблоки. Снегоочистители устанавливаются только на такую мощную технику. Некоторые хозяева оснащают их даже небольшим бульдозерным отвалом, тогда как легкие мотоблоки просто не способны решать подобные задачи. Помимо всего вышеописанного, такая техника может комплектоваться еще и культиватором или граблями. Также при перевозке грузов полуприцеп можно нагрузить интенсивнее.

Эксплуатация мотоблока для транспортировки грузов на полуприцепе или тележке имеет свои особенности. Во-первых, подобную технику запрещено использовать на дорогах общего пользования, что уже само по себе исключает значительные расстояния перевозки. Во-вторых, эффективность таких агрегатов сравнительно низка, поскольку ведущие колеса самой машины практически не нагружены, а вся тяжесть ложится на ведомые колеса тележки. На практике это означает, что подъем в гору или разбитая грунтовая дорога для груженого мотоблока часто непреодолимы. Поэтому они ездят с грузом только по территориям заводов, ферм и другим небольшим равнинным участкам с нормальным покрытием. Моторесурс техники при агрегатировании с тележкой заметно сокращается.

Советы по выбору мотоблока в следующем видео.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector