Емкость для краски при окрашивании методом распыления

Содержание

Секреты и опыт окраски безвоздушным распылением

Безвоздушная покраска, по мнению специалистов малярного ремесла, является лучшим методом быстрой цветовой отделки больших по площади стен и потолков. В данной статье можно узнать, как подобрать и как правильно пользоваться оснащением для безвоздушного нанесения краски, чтобы результаты были безупречными, а расходы материала минимальные. Есть простые и интересные секреты, которые помогут в реальной жизни выполнять работу качественно без малейших оплошностей и необходимости коррекции.

Этапы безвоздушного окрашивания:

  • подготовка оснащения к запланированным операциям;
  • залив краски в шланг и пистолет;
  • настройка давления;
  • выбор способа;
  • диагностика оборудования;
  • наладка аппаратуры, если таковая необходима.

Агрегат безвоздушного распыления функционирует посредством дозирования красящего материала под давлением, достигающим 300 Бар. Краска движется по шлангу и выходит сквозь мелкое отверстие, локализованное в сопле пистолета.

Преимущества окраски безвоздушным способом

Безвоздушная покраска реализуется двумя простейшими путями.

В первом случае множество квадратных метров обрабатываемой поверхности при большом объеме краски валиком и кисточкой окрашивается в два раза скорее.

При второй методике есть высокие шансы получить идеально гладкие поверхности несущих конструкций, дверных, оконных изделий, перегородок. Для этого применяется сопло, имеющее веерообразную форму. Такая конфигурация позволяет равномерно распределять даже самые мелкие капли лакокрасочного материала. Чем больше разновидностей наконечников, тем больше возможностей наносить краску в наиболее подходящем для воплощения конкретной дизайнерской идеи режиме. Агрегат безвоздушного распыления позволит распылять вещество в виде пятнышек, полос любой необходимой ширины, точек, звездочек и т.п.

Для того чтобы овладеть базовыми навыками безвоздушной окраски, достаточно нескольких непродолжительных практических занятий. Качество выполненных процедур с первых дней непременно порадует.

Еще одним плюсом агрегатов распределения краски без воздуха является наличие специальных насосных установок, которые способны откачивать жидкость из различных бытовых емкостей. Таким образом, можно задействовать в процесс максимальное количество материала, что позволит сэкономить время, которое мастер мог бы использовать на смену пустой банки с краской на полную. Подобная возможность позволяет применять агрегаты безвоздушного распыления при больших объемах работ.

Недостатки

Отрицательная сторона при любом способе будет присутствовать. Но если речь идет о нанесении краски без воздуха, количество недостатков сводится к минимуму. В основном при неосторожности наблюдается попадание мелких частиц материала в воздух, откуда они плавно переносятся на другие поверхности. Но с этим минусом можно легко бороться путем закрытия окружающих предметов шерстяной тканью, которая хорошо впитывает и не пропускает материал наружу. Еще одним неудобством является необходимость в постоянной очистке аппаратов от краски большим объемом растворителя.

Но даже с такими минусами получаемое покрытие способно поразить безупречным качеством, которого невозможно добиться с помощью кисти.

Подготовка оснащения к работе

Дренажную трубку необходимо поместить в сосуд с грязным красящим материалом, а шланг для всасывания в емкость с чистым ЛКМ. Посредством поворота регулятора оборудование безвоздушной покраски запускается в работу. Когда краска начнет проходить по дренажному шлангу, его нужно окунуть в ведре во избежание появления пузырьков воздуха в системе. Чтобы выжать газы полностью, дренажи следует соединить со шлангом специализированной клипсой, затем поместить трубки в емкость с материалом. Насос должен прокачать жидкость на протяжении полминуты, чтобы полностью вышел воздух.

Не стоит спешить окрашивать поверхности, едва купив оснащение безвоздушного распыления! Перед самым началом основных процессов новичкам необходимо усвоить ряд нюансов, способствующих успешному завершению технологических операций.

  1. На многих распыляющих инструментах предусмотрены снимающиеся фильтры возле насосного приспособления и пистолетной ручки. Нельзя начинать окраску, не удостоверившись, что фильтровальные мешки чистые.
  2. Если краска проходит через сетчатые фильтровальные установки, в ней не будет механических примесей, негативно влияющих на качество окрашивания.
  3. Заполнение красящим материалом осуществляется в один прием, чтобы сократить количество поступающего в рабочую среду воздуха.
  4. Для эффективного забора краски используют шланги высокого давления.

Чтоб удачно прогнать краску через рабочий агрегат, сопло необходимо заблаговременно снять с пистолета над ведром с использованным материалом. Таким образом, можно предотвратить чрезмерное разбрызгивание краски в условиях высокого давления.

Рекомендации правильного окрашивания

При зажатом курке окрасочного аппарата нужно перевести клапан в распыляющий режим. В скором времени краска приблизится к соплу. Только при стабильном потоке материала можно отпускать заранее нажатый курок. Перед тем как сбросить давление блокируйте пистолет!

Как снизить показатель давления? В четыре простых этапа можно осуществить настройку положения клапанов:

  • выключение оборудования из сети;
  • поворот регулятора клапана на функцию дренажа;
  • направление пистолета на сосуд с грязной краской с единовременным зажатием курка;
  • закрыть предохранитель.

Для равномерного распределения краски необходима также правильная фиксация соплодержателя. После сбрасывания давления следует закрутить крепеж сопла по часовой стрелке. Если седло не колеблется, можно монтировать само сопло.

При правильной фиксации распылительного компонента его стрелка смотрит вперед, а поток краски направляется от руки.

Не менее важной задачей для обладателя краскопульта считается выбор сопла! В зависимости от объема запланированных работ, физико-химических характеристик красящего материала и особенностей поверхности применяется определенный распыляющий «факел». Но есть простые советы, которые помогут сделать верный выбор.

Верхняя часть приспособления обозначена тремя цифрами. Первое число указывает на угол распыления в миллиметрах. Две последние цифры позволяют определить величину отверстия. Для более жидких ЛКМ предпочтительней сопло с выводящим диаметром 0,009-0,013. Густые красящие материалы соответственно лучше проходят сквозь отверстия 0,015-0,017 дюймов.

Чтобы нанести лак на деревянные поверхности, превосходно подойдет сопло с параметром 411, а для окрашивания больших площадей латексным красящим средством целесообразно приобрести факел с маркировкой 517.

Безвоздушная покраска требует постоянного контроля давления во время распыления материала. Для того чтоб задавать оптимальные показатели, регулятор должен находиться в положении выпускания краски. Для проверки равномерности распыления полоску лакокрасочного материала нужно нанести на картонный черновик. Если пробная полоса характеризуется неровными краями, то давление снижено чересчур, и его необходимо добавить.

После настройки давления тестовый образец прокрашивают снова. Если край стал ровным, можно начинать чистовую отделку.

При повышенном давлении интенсивность распыления отрицательно влияет на износостойкость сопла.

Если сила распыления достигает максимальных пределов, а очертания остаются прерывистыми, то дело в размере отверстия. В этом случае сопло ставят поменьше. Круглые края факела свидетельствуют о необходимости его скорой замены.

Способы безвоздушного распыления

Комплексный технологический цикл по нанесению красящего материала безвоздушным методом подразумевает, прежде всего, правильное обращение с агрегатом краскораспыления.

Крючок спуска на краскопульте необходимо зажимать до приближения к дверному краю. Пистолет краскопульта нужно перемещать на высокой скорости по параллели всей поверхности. Курок можно опустит, когда агрегат безвоздушного распыления перешел на противоположную сторону дверного полотна.

В технике верного окрашивания без воздуха имеет значение положение аппарата относительно обрабатывающей плоскости. Уже нанесённые полосы краски перекрываются следующими распылениями наполовину. В ходе выполнения данной процедуры краскопульт необходимо держать под прямым углом к отделываемой конструкции.

Диагностика и решение проблем

Своевременно обнаружить и устранить неисправности – важный шаг на пути к успешному окрашиванию при долгосрочной эксплуатации оснащения.

Во-первых, довольно часто при выполнении трудоемких процессов забивается сопло. Оно очищается посредством поворота на 180 градусов и продува краски. Засорение факела часто приводит к тому, что аппарат просто не распыляет краски даже при самом высоком давлении. Повернутое сопло направляется на кусок картонки, и нажимается спускной курок. Если вышло хотя бы незначительное количество материала, окрашивание можно продолжать.

Что же еще может препятствовать осуществлению безвоздушного распыления?

Не удается производить профессиональную качественную окраску, если забился фильтр или остановился клапан на поршнях, толкающих лакокрасочные материалы. Тщательное промывание и консервация рабочего оснащения маляров способствует избавлению от подобных проблем на длительное время.

К более редким неприятностям, мешающим безупречно и равномерно красить, относится сбой подачи материала. Такая неисправность вызывается применением сопел, размеры которых не соответствуют определенным производственным параметрам и консистенции краски. Как и все строительно-монтажные задания, безвоздушное окрашивания требует пусть небольшого, но опыта.

Меры предосторожности при распылении краски

Выполняя процедуры окрашивания несущих конструкций, дверных, оконных рам и полотен, мебели, нужно ответственно подходить к требованиям по технике безопасности. Они прописаны в руководстве по эксплуатации каждой модели краскопультов.

  1. Необходимо всегда пользоваться предохранителями аппаратов безвоздушного распыления.
  2. Давление нужно сбрасывать постепенно на завершающих этапах работ до совершения очистки и до смены факелов.
  3. Если оборудование включено в сеть, его ни под каким предлогом нельзя направлять в сторону человека.
  4. Во время покраски и работы с краскопультом нужно носить респираторы и защитные очки.
  5. В помещениях должны быть вентиляционные установки и отрытые окна.

При распылении легковоспламеняющихся веществ, растворенных в масле, оборудование для покраски и посудины из металла рекомендуется заземлять, соблюдая технику предосторожности во избежание искр.

Охрана труда

В промышленности наряду с традиционным способом окраски изделий с помощью пневматических распылителей в последнее десятилетие находят широкое применение прогрессивные автоматизированные экономичные методы, при использовании которых обеспечиваются благоприятные условия труда и минимальные потери лакокрасочных материалов. К ним относятся окраска ручными усовершенствованными установками безвоздушного распыления, в электрическом поле высокого напряжения и в автоматизированных установках струйного облива или окунания, электроосаждения, электроокраски и др. Каждый из применяемых методов имеет свои преимущества и недостатки и требует определенных мер безопасности при использовании соответствующего окрасочного оборудования в промышленности.

Читайте также:  Как быстро покрасить сетку рабицу

Оборудование и меры безопасности при окраске методом пневматического распыления

В настоящее время в промышленности окраска пневматическим методом нанесения является основной и составляет более 70%. Для пневматического распыления материалов используются установки (рис. 2), состоящие из ручных краскораспылителей, соединенных шлангами с емкостями для краски (красконагнетательными баками или стаканчиками) и линией подачи сжатого воздуха от компрессора. Для очистки воздуха от загрязнений устанавливается масловодоотделитель. В случае окраски с подогревом в схему включается нагреватель.

Рис. 2. Установка для пневматического распыления краски: 1 — краскораспылитель; 2 — красконагнетательнып бак; 3 — масло-водоотделитель: 4 — трубка для краски; 5 — трубка для сжатого воздуха; 6 — редуктор давления воздуха; предохранительный клапан

Техническая характеристика наиболее часто применяемых краскораспылителей приведена в табл. 7.

Таблица 7. Техническая характеристика различных моделей ручных пневматических краскораспылителей

по расходу лакокрасочного материала, г/мин

но окрашиваемой поверхности, м 3 /ч

Давление сжатого воздуха, подаваемого на распыление, Па (кгс/см 2 )

3*10 5 — 4*10 5 (3-4)

3*10 5 — 4*10 5 (3-4)

4,5*10 5 — 5,5*10 5 (4,5—5,5)

3*10 5 — 4*10 5 (3-4)

4*10 5 — 5*10 5 (4-5)

Расход воздуха, м 3 /ч

Ширина факела лакокрасочного материала на расстоянии 300 мм от изделия, мм

Габаритные размеры, мм

Безопасность труда и при пневматической окраске зависит в основном от характера ручного труда и потерь применяемых материалов, а следовательно, загрязнения воздушной среды и рабочего помещения вредными веществами в виде паров растворителей и красочной пылью. Маляр в течение смены (не менее 50%) держит краскораспылитель массой 350—820 г в правой руке. По физической нагрузке работа маляра относится к категории работ средней тяжести, проводится стоя, часто в неудобной, согнутой позе. Потери лакокрасочных материалов при окраске составляют 25—75%. В результате этого ежегодные потери в машиностроении и металлообработке составляют 300—400 тыс. т на сумму 350—400 млн. руб.

Для окраски небольших поверхностей при малом объеме работ применяют преимущественно краскораспылители со стаканчиком, когда краска самотеком подается к форсунке. Этот способ распыления имеет весьма существенный недостаток — приблизительно 20% времени, идущего на окраску вручную, маляру приходится затрачивать на наполнение стакана распылителя краской, что снижает производительность труда и вынуждает хранить на рабочем месте лакокрасочные материалы.

Постоянный контакт с лакокрасочным материалом при заливке вызывает дополнительное загрязнение воздушной среды парами растворителей и может привести к загрязнению кожных покровов, одежды. Различные по конструкции краскораспылители имеют различные потери окрасочных материалов на туманообразование. На рис. 3 представлены данные зависимости потери краски на туманообразование в процентах к израсходованной краске для некоторых краскораспылителей.

Рис. 3. Сравнительная характеристика потерь краски на туманообразование при использовании некоторых краскораспылителей

Значительного снижения туманообразования можно добиться использованием рациональных режимов окраски. Наиболее рациональные режимы окраски распылением, по данным Л. С. Лейкина, приведены в табл. 8, в которой показана прямая зависимость снижения потерь краски на туманообразование от применяемых материалов, вязкости лакокрасочных материалов и ведения технологического процесса.

Таблица 8. Потери на туманообразование в зависимости от режимов распыления

Зависимость потерь распыляемого материала на туманообразование от производительности приведена на рис. 4. При изменении формы факела, т. е. при переходе от круглого к плоскому, потери на туманообразование возрастают почти вдвое. Особенно резко увеличиваются потери при повышении давления воздуха. При распылении цинковых белил вязкостью 28—30 с и воды вязкостью 9 с по вискозиметру ВЗ-4 было установлено (рис. 5), что потери на туманообразование растут с увеличением расстояния краскораспылителя от окрашиваемой поверхности в среднем в 3 раза; увеличиваются с уменьшением вязкости окрасочного материала (кривая 4—для воды и кривая 2—для цинковых белил); растут при увеличении давления сжатого воздуха с 2 до 3 ат (кривые 2 и 3) в пределах расстояний от 140 до 680 мм; с уменьшением угла между осью красочного факела и окрашиваемой поверхностью с 90 до 45° туманообразование увеличивается в 1,5 раза, особенно при давлении сжатого воздуха 1—2 ат. Улучшение условий труда может дать применение окраски изделий подогретыми лакокрасочными материалами.

Рис. 4. Зависимость потерь распыляемого материала на туманообразование от производительности краскораспылителя

Рис. 5. Зависимость потерь краски на туманообразование от давления сжатого воздуха, расстояния сопла краскораспылителя до окрашиваемой поверхности и от вязкости

При распылении подогретых красок уменьшается расход растворителей (за счет меньшего их содержания в красках) на 30% Для нитроматериалов и на 40% для масляных, глифталевых, пентафталевых, мочевино- и меламиноалкидных лакокрасочных материалов, а следовательно, и снижаются потери на туманообразование. Наряду с этим сокращается число наносимых слоев из-за увеличения в 1,5—2 раза толщины одного слоя и повышения укрывистости, что тоже приводит к уменьшению потерь на туманообразование.

Краскораспылительные пистолеты: виды, плюсы и минусы, методы распыления

Краскораспылительные пистолеты или окрасочные пистолеты или краскораспылители или краскопульты. Определимся с терминологией, это одно и то же. Окраска (нанесение какого- либо покрытия) является древним средством сохранения свойств какого либо предмета (антикоррозийная, огне- био защита, покровительственная и т.д.), а также для приданию предмету новых полезных качеств ( эстетических, информационных, функциональных и т.д.). Нанесение функциональных составов на поверхности с помощью малярных кистей и валиков находит большое применение в нашей реальности, но применение краскопультов, всевозможных конструкций, значительно облегчает выполнение процесса покраски.

Прибор для пневматического (и не только) распыления является ключевым инструментом технологии окрашивания и позволяет мастеру (маляру) наносить ровным слоем различные лакокрасочные материалы ( акриловые краски, лаки, водоэмульсионные краски и т.д.). Изобретение метода распыления краски приписывают Френсису Дэвису Миле в 1892 году. Якобы он разработал технологию нанесения краски посредством специального сопла и шланга, да ещё в условиях острой нехватки времени при оформлении выставки в Чикаго. Эдвард Сеймур изготовил первый аэрозольный баллончик с краской в 1949 году.

Производители предлагают различные конструкции краскопультов и заявляют их как лучшие на рынке, но определенные параметры должны обязательно соответствовать общим требованиям.

Малярный инструмент должен быть эргономичным и лёгким, не вызывать у мастера быстрого утомления. Основные рабочие элементы краскопульта, это материальное сопло и запорная игла. К ним предъявляются строгие технические требования, поэтому они должны обладать износостойкостью, то есть сохранению своих геометрических параметров и высокими антикоррозийными свойствами.

Основные методы распыления

Пневматическое распыление

В процессе пневматического распыления используется сжатый воздух от 2 до 6 атмосфер, при вязкости лакокрасочного материала от 14 до 60 с.

Вискозиметр ВЗ- 246 предназначен для быстрого определения условной вязкости

согласно времени истечения лакокрасочных материалов или относящихся к ним продуктов ( ньютоновских или относящихся к ним жидкостей) в соответствии с ГОСТ 9070-75. Вискозиметр ВЗ-4 имеет только одно сопло диаметром 4 миллиметра.

Вискозиметр представляет собой резервуар, имеющий форму воронки объёмом 100 миллилитров с внутренним диаметром выходного отверстия 4 миллиметра.

Условную вязкость определяют согласно времени истечения испытуемой жидкости.

В процессе распыления лакокрасочного материала воздух с большой скоростью (до 450 м/с) истекает из кольцевого зазора между иглой и головкой, захватывает и распыляет лакокрасочный материал на множество полидисперсных капель.

Образовавшийся факел, представляет собой движущиеся капли диаметром от 6 до 100 микрометров. Полидисперсные капли осаждаются на поверхность, но самая мелкая фракция образует так называемый красочный туман, который уносится воздушным потоком и не достигает поверхности окрашивания.

Пневматическое распыление: плюсы и минусы

  • универсальность метода позволяет производить окрашивание в любых производственных условиях
  • низкая стоимость краскопульта
  • простота конструкции и вытекающая из этого степень надёжности
  • неприхотливость к используемому лакокрасочному материалу
  • функциональная и технологическая способность окрашивать изделия любой формы
  • возможность получения покрытия высокого качества

К недостаткам можно отнести:

  • большой расход растворителей
  • необходимость фильтрации большого количества воздуха вследствии образования большого количества красочного тумана
  • потери лакокрасочного материала

Расположение ёмкости для краски:

  • верхний наливной стакан. При повышенной вязкости материала обладает лучшей пропускной способностью.
  • нижний наливной стакан. Удобен при окрашивании больших поверхностей одним составом
  • нагнетание лакокрасочного материала при централизованной краскоподаче. Технология применяется на окрасочных конвейерах или при окраске одним составом больших объёмов.
  • шарнирное боковое присоединение

Позволяет проводить потолочную и вертикальную окраску, в зависимости от потребностей.

Безвоздушное распыление

При безвоздушном распылении диспергирование лакокрасочного материала происходит из-за резкого перепада давления. Подача лакокрасочного материала подаётся из сопла специальной формы под давлением 200-250 атмосфер. Высокая размерная однородность капель позволяет получить качественную плёнку и избежать потерь из-за красочного тумана. Декоративное качество получаемой плёнки при безвоздушном распылении хуже, чем при пневматическом распылении.

Плюсы безвоздушного распыления

  • потери лакокрасочного материала ниже вследствии отсутствия красочного тумана
  • эффективность переноса лучше
  • скорость работы выше в сравнении с пневматическим и комбинированным распылением
  • потери растворителей меньше
  • конструкция пистолета более удобная, чем у пневматического краскопульта
  • уменьшение потерь лакокрасочных материалов и растворителей повышает экологичность

К недостаткам относят:

  • невысокое качество окраски
  • стоимость оборудования
  • трудоёмкая промывка в конце работы
  • дорогостоящие сопла
  • необходимость устройства предварительной атомизации

Метод комбинированного распыления

Технология известная как Airmix, Duo, Aircoat и т.д., является компромисом двух методов распыления: пневматического и безвоздушного.

Принцип технологии комбинированного распыления состоит в том, что лакокрасочный материал вытесняется под давлением 30-50 атмосфер из эллиптического отверстия сопла.

Этого давления достаточно для образования резко очерченного факела из предварительно раздробленного материала.

Дальнейшее формирование факела и раздробление лакокрасочного материала происходит при подаче воздуха из соосных каналов распылительной головки, под давлением 1-2 атмосфер.

Сжатый воздух подаваемый в небольших количествах не приводит к образованию красочного тумана, но способствует осаждению лакокрасочного материала на обрабатываемую поверхность.

Плюсы комбинированного метода:

  • снижение потерь лакокрасочного материала на красочный туман
  • улучшение условий труда и экологии
  • экономия на вентиляции
  • возможность улучшить качество окраски по сравнению с безвоздушной технологией
  • комбинированная технология позволяет регулировать параметры процесса окрашивания

Отрицательные аспекты технологии

  • ограничения в применении технологии при окрашивании сложных изделий.

Пневматические краскораспыляющие пистолеты

Пневматический краскопульт, это самый освоенный и знакомый вид инструмента для качественного окрашивания. Производители предлагают три подвида краскораспыляющих пистолета, различия которых в рабочем давлении и используемом объёме сжатого воздуха.

Краскопульты высокого давления (НР)

Самый распространённый и бюджетный с простой конструкцией сопла. Воздух под высоким давлением подаётся в сопло и выводится с краской, образуя факел. Технология считается устаревшей, но высокое качество покраски и доступная цена

часто влияют на решение. Минусы краскопультов высокого давления ( низкий коэффициент переноса краски, мощный компрессор, небольшая толщина слоя) нивелируются простотой конструкции, использования и доступностью.

Читайте также:  Как покрасить летнюю веранду

Краскопульты низкого давления и большого объёма ( HVLP )

Принцип- большое давление – зло, был реализован в технологии большой объём-низкое давление. Поток сжатого воздуха также разбивает струи поступающей краски, но форма дюзы способствует уменьшению давления. Метод увеличивает чёткость факела, а уменьшенное давление позволяет приблизить пистолет к поверхности и не сдуть ещё не высохший слой. Эффективность переноса вырастает до 65 процентов (меньше красочного тумана), что на 15 процентов выше, чем у технологии “высокого давления”. Цена таких краскопультов выше, как говорится- инновации за счёт потребителя.

Краскопульты малого объёма и малого давления (LVLP)

Главная особенность технологии “малый объём и малое давление” позволяет поднять коэффициент переноса до 80 процентов, за счет возможности регулирования размера распыляемых капель. Хороший вариант при использовании дорогих красок и небольшого компрессора. Такие краскопульты-выбор профессионалов с соответствующим ценовым уровнем.

Электрические безвоздушные краскопульты

В таких устройствах распыление происходит за счёт конструкции дюзы, а большое давление обеспечивает поршневой насос, который приводит в действие электродвигатель. Все силовые агрегаты расположены в корпусе краскопульта, электропитание осуществляется сетевым шнуром. Вследствии большого размера капель, красочный туман практически отсутствует. Невысокое качество покраски и небольшая цена, определяют сферу использования электрических безвоздушных краскопультов- бытовое использование.

Электрические пневматические краскопульты

В устройствах этого типа, краска разбивается потоком воздуха, который генерируется маленьким компрессором в самом краскопульте или отдельно от него. Отдельностоящие воздушные компрессоры, очень похожи на старые Советские пылесосы с функцией подачи воздуха. Производители заявляют высокое качество покраски и возможность профессионального использования.

Краскопульты работающие от аккумулятора

Краскопульты такого типа обладают всеми преимуществами аккумуляторного инструмента, правда они унаследовали не только положительные аспекты.

Плюсами, конечно является полное отсутствие проводов и автономность прибора позволяющая работать на высоте и в труднодоступных местах.

Отрицательными характеристиками является ограничение мощности , время использования, вес агрегата и высокая стоимость.

Покрасочные станции

Электродвигатель в этом устройстве размещается на станине с колёсами, для удобства транспортирования. Оператор манипулирует легким краскопультом к которому под большим давлением подаётся краска. В этом устройстве реализована возможность забора краски прямо из ведра. Покрасочные станции обладают возможностью настроек потребительских режимов и применяются для больших объёмов строительных работ и площадей.

Способы окраски

Способы окраски 31.05.2006 08:28

Методы и способы окраски, т.е. нанесения защитно-декоративного слоя лакокрасочного материала (ЛКМ) на подлежащую основу, разнообразны, как и сами краски. Каждый год, а то и чаще, фирмы-производители красок предлагают новые материалы, а фирмы-производители оборудования не отстают от них в разработке соответствующего инструмента для нанесения этих материалов.

Задача данного раздела – вкратце ознакомить Вас с уже существующими методами окраски, а также держать в курсе последних разработок в этой области.

Мы не будем рассматривать здесь такие общеизвестные методы, как нанесение материала кистью, валиком, шпателем, а также экзотические способы: губкой или полиэтиленовым пакетом и пр.- описание этих методов Вы найдете у фирм, торгующих специальными строительными красками (см раздел ссылки на тематические сайты).

Важные показатели

  • Качество, или класс покрытия по ГОСТу.
  • Эффективность, или коэффициент переноса, – количество краски, перенесенное на окрашиваемую поверхность по отношению к общему распыленному объёму, в процентах.
  • Скорость нанесения материала, в единицах площади, или количества материала, за единицу времени (кв.м/мин, гр/мин).
  • Стоимость оборудования.
  • Сложность работы с оборудованием и его обслуживания.
  1. Пневматическое распыление и его разновидности:
    • Конвенциональная (стандартная) система
    • Система НА
    • Система HVLP
    • Система Geo
    • Турбо-HVLP
  2. Безвоздушное распыления (Airless)
  3. Смешанное распыление (Mist-Less)

1. Пневматическое распыление

Основано на принципе последовательного дробления струи краски при помощи потока воздуха, скорость движения которого многократно превосходит скорость истечения краски из сопла. Воздушные и материальные сопла чаще расположены соосно, но используются и взаимно перпендикулярный тип их расположения.

    а) У конвенциональных, или стандартных, систем давление воздуха на выходе в распыляющей головке 3-6 бар и, как следствие, очень высокая скорость воздушного потока, факел окрасочного аэрозоля состоит из капель различного диаметра (от 5 мкм до 100 мкм), и различной скорости движения в вихревом потоке воздуха. При встрече с окрашиваемой поверхностью лишь 30-40% частиц аэрозоля, имеющие оптимальные размеры и скорость, остаются на плоскости.

Мелкие частицы, их около 50%-60%, быстро теряют скорость. не достигают поверхности и образуют так называемый “туман”, сдуваемый потоком воздуха краскопульта. 5-10% аэрозоля составляют крупные капли с высокой скоростью движения, при ударе об окрашиваемую поверхность они отскакивают, образуя дефекты в плёнке ЛКМ, и сдуваются настилаемым потоком воздуха на соседние участки. Если скорость крупных частиц невелика, сила удара о плоскость недостаточна для преодоления сил поверхностного натяжения капли материала, что приводит к неравномерной толщине слоя краски.

Таким образом, у стандартных систем при достаточно высокой скорости работы и удовлетворительном качестве получаемого покрытия, коэффициент переноса ЛКМ не превышает 40%. Оборудование в своем “классическом” виде в настоящее время используется все реже, однако за последние годы разработаны “промежуточные” варианты, так называемая

б) технология HA (High Atomisation) , TransTech, RP и пр., использующая давление на выходе распыляющей головки 1,2-1,4 бар, а также большой объём воздуха в распыляющей головке (до 600 л), что позволило резко, до 79% улучшить показатели эффективности переноса, снизить “туманообразование”, сохранив высокую скорость и высокое качество нанесения материала. Правда, пока с одним ограничением: технология не столь “универсальна”, как стандартная или HVLP, т.е. работает с менее широким спектром материалов. Тем не менее, краскопульты НА все чаще используются с автомобильными финиш-красками и лаками, а также базами “металлик” и “перламутр”.

Принципы работы с данным оборудованием те же, что и с конвенциональным, что облегчает и ускоряет переход на эти краскораспылители.

в) в 1988 году экологи США озаботились высоким содержанием загрязняющх веществ в курортном воздухе Калифорнии, следствием чего стало принятие Закона Штата Калифорния за номером 1151, помимо прочего содержащего запрет на превышение паров сольвента и окрасочной пыли в воздухе и требующего применение систем HVLP при производстве окрасочных работ. Пример оказался заразительным, и действие закона распостранилось по всей территории США. В дальнейшем этому последовали и страны Западной Европы.

Конструкция современных краскораспылителей позволяет преобразовать небольшой поток сжатого до 2-3 бар воздуха на входе, в больший (600-800 л/мин) объём и меньшее, 0,7 бар, давление на выходе распыляющей головки.

Это и есть принцип HVLP (Большой Объём-Низкое Давление) при этом воздух имеет низкую скорость истечения из сопла, отсутствует турбуленция, что создает идеальные условия для образования однородного по составу (30-60 мкм) и скорости движения капель аэрозоля и обеспечивает равномерный “мягкий” перенос 65%-75% ЛКМ на окрашиваемую поверхность, с одновременным резким снижением “туманообразования”.

Стабильный, без завихрений, “настил” воздушного конуса позволяет получить высококачественное покрытие при хорошей скорости нанесения материала.

Хорошие характеристики по качеству, экологчность, низкая себестоимость, простота работы и обслуживания обусловили широкое применение данного метода в автомобильном, авиакосмическом и мебельном секторах, строительно-отделочных работах и в промышленном производстве.

г) В 1992 г компания Walcom разработала и запатентовала способ GEO – способ “двойного распыления” с помощью особой микрокамеры дополнительного смешивания ЛКМ с воздухом, т. е дробление идет как бы в два последовательных этапа, что позволяет получить оптимальные (30-60 мкм) размеры частиц окрасочного аэрозоля, обеспечивая идеальное качество, и резко, на 67%, снизить “туманообразование”. Кроме того, работая при тех же параметрах давления (не более 0,7 бар) в распыляющей головке, что и система HVLP, краскораспылители GEO имеют меньший, порядка 220 л/мин на входе, расход воздуха, что значительно экономит ресурсы.

Краскораспылители системы GEO наносят покрытия с первоклассным качеством и широко используются в автоделе и производстве мебели.

д) Турбо HVLP подразумевает ещё больший, >800 л/мин, воздушный поток при избыточном давлении не более 0,5 бар, что в полной мере позволяет избавиться от недостатков конвенционального распыления.

Большой поток воздуха низкой скорости равномерно и мягко атомизирует материал, плавно переносит его к поверхности и прижимает, препятствуя обратному “отбою” краски, в то же время тщательно прокрашивая криволинейные поверхности и т.н. “мертвые” зоны.

Немаловажное преимущество метода -отсутствие водоконденсата и паров масла в воздухе, получаемом при помощи турбины-нагнетателя.

Недостатки – невысокая скорость нанесения и значительный нагрев воздуха вследствие его трения о лопатки турбины, что может вызвать “схватывание” материала в дюзе во время работы.

Метод Турбо HVLP -его ещё называют “пневматической кистью”, широко используется в современном производстве дорогой мебели, музыкальных инструментов, т.е. там, где приходится работать с материалами различной-от 15 до 160 сек вязкости, и получать покрытие наивысшего качества при коэффициенте переноса до 80%-85%.

2. Безвоздушное распыление (AIRLESS)

Это не окраска в вакууме,как может показаться из названия метода, а распыление материала без участия воздуха в качестве рабочего тела, т.е. дробление краски происходит вследствие продавливания её под высоким, от 40 до 500 бар, гидравлическим давлением через сопло специальной формы, с очень высокой скоростью. При трении об окружающий воздух струя краски распадается на разнокалиберные капли, одновременно теряя скорость, и оседает на окрашиваемой поверхности.

Метод достаточно специфичен, поскольку не позволяет получить покрытие высокого класса вследствие неоднородности частиц окрасочного аэрозоля, кроме того, величина,форма факела и расход материала строго заданы размерами дюзы и не регулируются в процессе работы.

Но есть и явные преимущества:

  • основное – возможность наносить составы любой, даже очень большой, вязкости;
  • очень высокая скорость работы -количество распыляемого материала может измеряться десятками литров в минуту!

Преимущества и недостатки данного метода обусловили сферу применения оборудования данного типа-это строительно-отделочные, особенно фасадные, работы, огнезащита, судостроение, защита металлоконструкций от коррозии, гидроизоляция, нанесение дорожной разметки и т.п.

3. Смешанное распыление (Mist-Less)

Как избавиться от недостатков, свойственных безвоздушному распылению, сохранив его преимущества? Правильно, совместить безвоздушный и воздушный способы распыления. Эта идея была реализована в технологии, получившей название смешанного, или комбинированного распыления, также его называют безвоздушным распылением в воздушном конусе, безвоздушным распылением с воздушной поддержкой. Идея такова: окрасочный аэрозоль, полученный безвоздушным распылением, подвергается дополнительному тщательному дроблению воздушным потоком, подаваемым непосредственно в факел. Дополнительно, через отдельные воздуховоды, происходит образование воздушного конуса, формирующего факел и без потерь доставляющего краску к поверхности.

Читайте также:  Вреден ли линолеум в квартире для здоровья

Таким образом, характеристики факела при смешанном распылении приближаются к таковым у получаемого методом пневматического распыления -высокое качество покрытия, высокий коэффициент переноса, при сохранении свойственных безвоздушному методу преимуществ -высокой скорости и возможности нанесения составов любой вязкости.

Это-то и позволило с успехом применить данный метод при поточном производстве мебели, промышленной финиш-окраске, в аэрокосмической области, при окраске строительных, сельскохозяйственных и других крупногабаритных машин, станков и оборудования.

В заключение данного раздела можно привести сводную таблицу характеристик вышеуказанных методов окрашивания:

prom-kraska.ru

Принцип пневматического распыления заключается в образовании окрасочного аэрозоля путем смешения струи жидкого лакокрасочного материала (ЛКМ) со струей сжатого воздуха. Образующийся аэрозоль направляется струей воздуха к окрашиваемой поверхности, где при ударе о нее коагулирует, т.е. капли аэрозоля сливаются друг с другом образуя на поверхности жидкий слой краски.

Схема установки пневматического распыления изображена на рис. 1.

2- Шланг подачи сжатого воздуха

4- Красконагнетательный бак

5- Шланг для подачи ЛКМ

Рис. 1 Схема пневматического распыления

Смешение краски с воздухом происходит в головке распылителя (форсунке). Сжатый воздух подаваемый под давлением 2-6 атм. на выходе из кольцевого зазора распылительной головки имеет скорость 300-450 м/с. В зависимости от места образования смеси краски с воздухом различают форсунки с внешним и внутренним смешением, изображенные на рис.2.

Наибольшее распространение сейчас получили краскораспылители с внешним смешением.

1- Материальное сопло

2- Воздушная головка

3- Запорная игла

А) Б)

Рис. 2 Распылительная головка пневматического распыления внешнего (А) и внутреннего (Б) смешения

В зависимости от конструкции головки краскораспылителя отпечаток факела на окрашиваемой поверхности может быть в виде круга или вытянутого овала. Наиболее типичные конструкции головок краскораспылителей формирующие факелы различной формы изображены на рис. 3.

1- Без дополнительных каналов

2- С двумя дополнительными боковыми каналами

3- С четырьмя дополнительными боковыми каналами

4- С восьмью дополнительными боковыми каналами

Рис. 3 Формы красочного факела пневматических краскораспылителей с различными распылительными головками

Овальный факел образует головка, имеющая кроме центрального отверстия дополнительные боковые каналы. Струи сжатого воздуха, выходя из боковых каналов, сжимают окрасочный факел и придают ему овальную форму. Боковые каналы могут располагаться под разными углами и на разном расстоянии от центрального. Обычно сжатый воздух подается по раздельным каналам к центральному и боковым, благодаря чему количество воздуха подаваемое на сжатие факела можно регулировать, получая как круглый, так и овальный отпечаток факела.

На практике для нанесения ЛКМ применяют ручные и автоматические краскораспылители различной производительности: по краске от 0,05 до 0,8 л/мин, по воздуху от 0,03 до 0,6 м3/мин. Эти аппараты обеспечивают производительность при окрашивании от 20 до 600м2/ч.

Подачу сжатого воздуха осуществляют от централизованной сети или от передвижного компрессора. Подаваемый воздух должен очищаться от воды, масла и механических загрязнений в масловодоотделителе.

Пневматическим распылением в большинстве случаев наносят ЛКМ с относительно низкой вязкостью (14-60с по вискозиметру ВЗ-246-4) и низким сухим остатком. Этот метод позволяет получать покрытия высокого класса с точки зрения их декоративного вида и, в большинстве случаев, применяется для нанесения верхних (косметических) слоев финишных эмалей, а также для декоративного окрашивания небольших изделий.

В то же время, метод пневматического распыления является наименее экономичным по расходу ЛКМ. Потери ЛКМ при нанесении пневмораспылением в зависимости от сложности окрашиваемого изделия могут составлять 20-40%, что должно обязательно учитываться при расчете потребности в материале.

При окраске изделий ручными пневматическими краскораспылителями особое внимание должно уделяться получению равномерного покрытия при его заданной толщине с минимальными потерями ЛКМ.

Равномерность получаемого покрытия, а также экономичность окрашивания в каждом отдельном случае будет зависеть от правильного выбора распылительной головки, диаметра отверстия материального сопла, формы факела, модели краскораспылителя, его производительности и скорости его перемещения при окрашивании.

Следует помнить, что каждая распылительная головка используется наиболее эффективно в определенном диапазоне расхода ЛКМ и подаваемого сжатого воздуха.

Высокое давление воздуха, подаваемое на распылитель (для большинства краскораспылителей – более 5-6 атм.) способствует хорошему распылению, но вызывает интенсивное туманообразование и большие потери ЛКМ. Низкое давление (для большинства краскораспылителей – менее 2 атм.) вызывает образование грубодисперсного аэрозоля, что отрицательно сказывается на качестве получаемого покрытия.

При настройке давления сжатого воздуха обязательно следует учитывать возможные потери в шлангах его подачи на краскораспылитель.

В таблице 1 приведены приблизительные значения потерь давления сжатого воздуха в зависимости от внутреннего диаметра и длинны шлангов при работе краскораспылителем снабженном головкой с соплом диаметром 1,8 мм. (.07).

Внутренний диаметр шланга, мм. (дюймы)

Давление, атм.

Потеря давления, атм. по длине шланга, м.

1,5

3,0

4,5

6,0

7,5

15,0

6,0 (.24)

9,0 (.35)

Необходимый расход воздуха определяется диаметром сопла распылителя и давле- нием воздуха. Оптимальное распыление происходит при обеспечении соотношения расходов воздуха (м3/мин) и краски (л/мин) в пределах 0,3-0,6. При этом оптимальным расстоянием от сопла до окрашиваемой поверхности считается 200-400 мм в зависимости диаметра сопла, через которое подается ЛКМ, и от формы факела.

Таким образом, для достижения требуемого качества получаемого покрытия, настройка распылителя сводится к подбору оптимальных параметров его работы под определенную вязкость используемого ЛКМ:

На практике наибольшее распространение получили краскораспылители, которые комплектуются головками со сменными соплами, диаметр которых находится в пределах 1,0-3,0 мм. (.04-.12). Меняя сопла можно наносить ЛКМ с различной вязкостью и изменять производительность при распылении.

При необходимости нанесения ЛКМ с очень низкой вязкостью (14-20с по вискозиметру ВЗ-246-4) в малых количествах применяют специальные краскораспылители (аэрографы), отличающиеся очень малым диаметра отверстия материального сопла (в пределах 0,3-1,0 мм (.012-.040)) и соответственно небольшими размерами и массой. Аэрографы образуют, как правило, только круглый факел и работают при подаче сжатого воздуха не более 2 атм.

При нанесении шпатлевок, мастик, пластизолей и иных ЛКМ с очень высокой вязкостью (до 200с по вискозиметру ВЗ-236-4) слоем толщиной 0,5-2,0 мм также применяют краскораспылители специальной конструкции. В отличие от обычных, краскораспылители для нанесения высоковязких материалов имеют большие проходные сечения каналов, подводящих ЛКМ к соплу, а также распылительные головки внешнего и внутреннего смешения с увеличенным диаметром материального сопла (до 6-10 мм. (.24-.40)). Такие краскораспылители работают только при подаче в них материала под давлением.

При нанесении шпатлевок и мастик с вязкостью по ВЗ-246-4 более 200с. применяют специальные распылительные головки внутреннего смешения с диаметром материального сопла 10-12 мм. (.40-.47). Подачу материала в такие аппараты осуществляют с помощью плунжерных, шестеренчатых, винтовых и других насосов. Устройство плунжерных насосов с пневмоприводом аналогично устройству агрегатов высокого давления в установках безвоздушного распыления. Однако, в отличие от последних размеры насоса, клапанов и диаметры шлангов подачи материала увеличены, чтобы подавать на краскораспылитель высоковязкие ЛКМ в требуемом количестве. Распыление высоковязких материалов производят при давлении воздуха до 6 атм., что обеспечивает производительность нанесения до 6000 г/мин.

В последнее десятилетие все большее распространение стали получать методы пневматического распыления, обеспечивающие низкое туманообразование при нанесении ЛКМ. В первую очередь, это связано с развитием законодательства по защите окружающей среды и с совершенствованием конструкций т.н. распылителей низкого давления (в зарубежной терминологии High Volume Low Pressure (HVLP) – «большой объем при низком давлении»).

Принцип действия HVLP-распылителей основан на создании внутри распылительной головки относительно низкого (примерно 0,7 атм.) давления при потребности несколько большего, по сравнению с традиционным распылением, расхода воздуха. Конструкционно понижение давления в распылительной головке достигается посредством специального воздушного преобразователя вмонтированного непосредственно в распылитель. Дополнительные или видоизмененные каналы в головке HVLP-распылителей обеспечивают почти такое же качество распыления, как и при использовании лучших моделей традиционных распылителей. При этом, за счет снижения потерь ЛКМ на туманообразование производительность HVLP-распылителей достигается на 5-30% выше.

Вне зависимости от выбранной модели, при окраске изделий ручными краскораспылителями необходимо соблюдать следующие основные правила:

Наносить ЛКМ нужно последовательно накладываемыми параллельными полосами. Первую полосу наносят, как правило, сверху вниз до конца окрашиваемой площади поверх- ности. Затем, предварительно выключив краскораспылитель, переносят его вправо (или влево) и вторую полосу наносят снизу вверх, третью – сверху вниз и т.д.

Рис. 4 Схема правильного движения краскораспылителя при окрашивании плоской поверхности

Правильное движение руки, держащей краскораспылитель при окрашивании изделия, схематически изображено на рис. 4. Стрелки показывают направление движения руки, а кружочками отмечены положения, где краскораспылитель выключают (или включают).

Выключать краскораспылитель перед переходом от одной полосы к другой следует для того, чтобы дважды не проводить окраску по одному и тому же месту. Для получения равномерного слоя последующая наносимая полоса ЛКМ должна на 1/3 перекрывать ранее нанесенную. Скорость перемещения краскораспылителя должна бать равномерной и составлять 14-18 м/мин.

Для равномерного окрашивания поверхности в два и более слоев рекомендуется наносить ЛКМ по двум взаимно перпендикулярным направлениям: если первый слой был положен при перемещении краскораспылителя в вертикальной плоскости, то второй должен наноситься перемещением краскораспылителя в горизонтальной плоскости.

В зависимости от формы и размеров окрашиваемой поверхности следует подбирать и распылительные головки, формирующие факелы различного сечения.

Плоский факел образующий овальный отпечаток обычно применяют при окрашивании больших сплошных поверхностей, т.к. он обеспечивает более широкую полосу окраски и позволяет работать более производительно. Изделия небольших размеров и сложной формы следует окрашивать краскораспылителями формирующими круглый факел.

С целью уменьшения потерь ЛКМ на туманообразование расстояние от краскораспы- лителя до окрашиваемой поверхности при плоском факеле должно составлять 250-350 мм в зависимости от вязкости распыляемого ЛКМ (оно меньше для высоковязких и больше для низковязких материалов). При круглом факеле расстояние может быть увеличено до 400 мм.

Краскораспылитель следует стараться располагать так, чтобы факел распыляемого материала был направлен перпендикулярно окрашиваемой поверхности. При окрашивании выступающих частей и углов изделий краскораспылитель следует вести вдоль выступающих частей, не выводя факел за контур изделия.

В большинстве случаев причинами плохого качества получаемого покрытия при пневматическом распылении являются неверная регулировка распылителя, грязь и засохшая краска в каналах и соплах, высокое содержание влаги и масла в подаваемом в распылитель воздухе, вызванное неэффективной работой масловодоотделителя. Присутствие избыточной влаги в сжатом воздухе, что особенно критично при окрашивании пневмораспылением ЛКМ на основе уретановых связующих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector