Кран байпасный в многоквартирном доме

Содержание

Когда не греет радиатор, можно ли ставить кран на байпас?

Для чего требуется байпас на радиаторе

Как отмечалось ранее, использование байпаса с радиаторами отопления эффективно только в однотрубных схемах, деталь позволяет добиться более равномерного нагрева всех теплообменных агрегатов. Также присутствие байпаса позволяет подавать воду на последующие теплообменные приборы при выходе из строя или отключении одного из них.

С помощью установленного в перемычку крана можно отрегулировать вручную систему таким образом, чтобы все радиаторы равномерно нагревались. Для этого сечение перемыкающего байпаса к ближайшим к котлу теплообменникам увеличивают, а у самых отдаленных радиаторов уменьшают, управляя таким образом проходящим через батареи потоком.

Рис. 9 Обвязка радиатора полипропиленовой и металлопластиковой трубой

Самостоятельный монтаж байпаса в радиаторной обвязке

Перед тем, как установить байпас, можно рассмотреть заводские образцы – промышленностью выпускаются готовые изделия для радиаторных теплообменников, в которых расстояние между соединительными входными штуцерами соответствует стандартному осевому размеру от верхней и нижней точек подключения радиаторов.

Задача, как сделать байпас на систему отопления, имеет разные решения в зависимости от материала используемых труб. Обычно самостоятельный монтаж данного элемента не вызывает особых трудностей у любого хозяина (за исключением полипропиленовых труб), имеющего минимальные сантехнические навыки и необходимый инструмент (нужно один или два разводных ключа).

На рис.8 показана установка байпаса в водопроводную линию из полипропилена, который подключен к стояку 1 через переходные муфты 2. Байпас 6 подключается через тройник 4, соединенный с магистралью участками труб 3 и 5. К терморегулятору 10, соединенному с радиатором 8 посредством американки 9, трубный отрезок из полипропилена подключается при помощи фитингового переходника с металла на полипропилен 7, аналогичным образом происходит соединение линии с перекрывающим вентилем 11.

В данной схеме все трубы имеют одинаковый наружный размер, поэтому работа такой конструкции неэффективна (внутреннее канальное сечение патрубка-байпаса в однотрубной подводке должно быть меньше), для ее нормальной работы необходима врезка регулирующего вентиля в участок 6, уменьшающая проходное канальное отверстие.

Аналогичным образом монтируют перемычку-байпас на батарее при использовании металлопластика, наиболее быстро конструкцию можно собрать, используя компрессионные фитинги (рис.8).

Следует отметить, что в схеме на рис. 8 трубные отрезки 5 не обязательны, тройник можно присоединить непосредственно к шаровому крану и терморегулятору, удлинив участок 3.

Если в обогреве для подводки воды используют металлические трубы, перемычку-байпас можно разместить непосредственно вблизи кранов на входных и выходных батарейных штуцерах, подключив к ним два тройника. Диаметр перемычки-байпаса несложно сделать меньше главной магистрали перемыкающей трубой малого сечения, запорный вентиль при этом ставить в перемычку не обязательно.

Схема отопления. Нужен ли кран на байпасе?

Схема отопления или то, как соединяются трубы между собой в единую систему – достаточно серьезный вопрос. И в этой статье мы рассмотрим одну достаточно спорную тему, которая звучит так: “нужен ли кран на байпасе (перемычке) батареи центрального отопления?”. То, что сам байпас нужен – это у большинства не вызывает сомнения. Но вот по поводу вентильного крана ходят жаркие дискуссии.

Схема отопления. О чем спор, собственно

Схема отопления предполагает как наличие крана на байпасе, так его и отсутствие. Давайте рассмотрим эти 2 варианта:

с краном на байпасе:

без крана на байпасе:

Если полазить по просторам интернета, то можно встретить совершенно противоположные точки зрения как отдельных людей, так и фирм, занимающихся монтажом батарей центрального отопления.

Если смотреть в корень, то проблема куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. И лежит она в плоскости затрагивания интересов отдельных людей и целых организаций.

Давайте еще раз немного вспомним, зачем в принципе нужен байпас. Байпас (он же перемычка) устанавливается перед батареей, обеспечивая независимый ток горячей воды через Вашу квартиру. Одним словом, есть у Вас батарея или нет, в хорошем она состоянии или плохом, вода через Вашу квартиру должна проходить независимо от этих факторов через перемычку.

Поэтому, то, что перемычка нужна – это бесспорный аргумент. Если, к примеру, у Вас вообще нет байпаса, а к трубе подсоединена только батарея, то это грозит очень неприятными последствиями:

  1. Если батарея вдруг потекла, то нет никакого способа остановить течь – залив соседей снизу обеспечен.
  2. Если батарея вдруг засорилась, то Вы заблокировали весь стояк, и Ваши соседи остались без воды.

Против этих аргументов не поспоришь.

А дальше, относительно крана на байпасе, нужен ли он, идут постоянные споры.

К слову скажу, что оба варианта монтажа батарей отопления, которые Вы видели выше на картинках, делали 2 разные лицензированные фирмы. У каждой своя правда!

В этом каталоге Вы найдете качественные комплектующие для водоснабжения: шаровые краны, коллекторы, фитинги, подводка для воды, крепеж, металлопластиковые и стальные трубы и др.

Законы физики

Давайте обратимся для начала к законам физики!

Вода всегда идет по пути наименьшего сопротивления. Сопротивление там меньше, где диаметр трубы больше. Когда вода приходит к Вам в квартиру, то разделяется на 2 потока: по перемычке и по батарее. По правилам диаметр перемычки должен быть на один калибр меньше, чем диаметр прямой и обратной трубы. Например, если диаметр трубы из стены 1 дюйм, то диаметр перемычки должен быть 3/4 дюйма.

Для чего это делается? Чтобы основной поток воды все же проходил через батарею, а не через перемычку. Если диаметр всех труб будет одинаковый, то воде гораздо легче будет проходить только через перемычку. А теперь представьте, что напор воды слабый или недостаточный. В этом случае, если у Вас в батарее много колен, то лишь первые будут горячими, а последние еле теплыми, не замечали?

Так вот, уменьшая диаметр перемычки (увеличивая сопротивление току воды в ней) достигается больший проток через батарею. А теперь взгляните на мою вторую картинку, где на перемычке нет крана. Видите, все трубы одинаковые, значит и здесь мастер недоработал.

Почему так происходит? Наверное ленятся мастера, да и возни больше. Нужно трубы разных диаметров закупать и их монтировать.

Теперь об интересах тех и других. И для чего же все-таки нужен кран на байпасе?

Итак, смотрим в корень. Горячая вода бежит к нам из города в дом по большим трубам. Трубы эти, как мы все знаем, в основной своей массе находятся в плачевном состоянии:

  • Первое плачевное состояние – это ржавая вода в проржавевших трубах. В результате грязь забивает наши батареи, через них плохо проходит вода и блокирует ток воды к соседям. Кто виноват?
  • Второе плачевное состояние – это частые аварии, приводящие к тому, что целые дома стоят зимой без отопления. Кто виноват?

Если у Вас в результате этих казусов засорились трубы или Вы просидели несколько дней без тепла, то по квитанции Вы все равно исправно заплатите столько, сколько Вам начислили, как будто бы все было на высшем уровне и Вы получили качественные услуги. В суд идут или самые отчаянные или у кого много свободного времени.

Читая мой блог, Вы наверняка делаете ремонт. Добавьте к себе в закладки вот эту страницу . Здесь находятся все полезные магазины по благоустройству дома.

Итог – Ваше неудовлетворение положением дел.

Для ТСЖ, ЖСК и т. п. неинтересно учитывать интересы каждого отдельно взятого жильца, слишком уж это муторно и накладно! Гораздо проще прописать для всех единые правила и карать непослушных. Поставил кран на перемычку – плохой! Даже если кран всегда открыт – все равно плохой! Не положено! А кто-то идет на встречу, понимая для чего человек его поставил. Кто виноват?

1-ый вариант

А теперь давайте посмотрим на каждого отдельно взятого жильца. Он один на один со своими проблемами. Вот представим, что у него много детей и большое помещение, которое нужно отапливать. Вот поставил он батарею, поставил перемычку, а напор воды слабый. Ну такой слабый, что вообще через батарею не идет: из 12 колен только 3 горячие, остальные еле теплые. И еще сантехник все трубы одного диаметра сделал.

Что прикажете делать этому жильцу. Вы скажете, батарея, наверное, засорилась. Хорошо. Вот перекрыл он краны на своей батарее, снял ее промыл, прочистил или вообще новенькую поставил, . а напора нет. или его недостаточно. Дети мерзнут.

Вот в этом случае и нужен кран. Перекрыл его полностью на перемычке и вся вода тогда пошла через батарею. Я не утверждаю, что это нормальный эксплуатационный режим. Нет! Но в периоды, когда происходят аварии, в батареи подают очень слабый напор воды. Люди мерзнут. Как временное решение, почему бы не пустить всю воду через батарею. Но тут вся ответственность лежит на данном человеке. Он обязательно должен открыть кран на байпасе, когда авария будет устранена.

Главный конфликт этого решения состоит в том, что пуская абсолютно всю воду через свою батарею, данный жилец немного понижает температуру входящей воды для соседа снизу, поскольку батарея в любом случае успевает отдать в комнату определенное количество тепла.

Таким образом, каждый последующий сосед при тех же действиях еще более понижает температуру воды для нижестоящего. Однако, в условиях слабого давления, когда ток воды в основном идет через перемычку, батареи у всех и так практически не нагреваются, так что лучше иметь минимальное тепло всем, чем вообще сидеть без тепла никому.

Здесь есть и второй подводный камень. Закрывая кран на перемычке, т. е. пуская всю воду через батарею, нужно быть абсолютно уверенным, что Ваша батарея не засорена. В противном случае Вы рискуете заблокировать весь стояк, а вот тогда точно ждите приход обозленных соседей.

2-ой вариант

Другой эпизод. Представим, что вдруг батарея плохо стала греть при достаточно хорошем напоре – в один из кранов, перекрывающих батарею попала грязь. В результате весь поток горячей воды будет перенаправлен в байпас. Не каждый может оперативно отключить батарею и ее почистить.

Например, одинокая пожилая женщина это не сделает. А если местный сантехник заболел, а на частника нет денег, то возможно ей придется сидеть без тепла несколько дней. Временное перекрывание крана на перемычке иногда может оказаться спасительным. Если весь поток направить прямиком в батарею, то есть небольшая вероятность, что грязь протолкнется и батарея снова будет функционировать.

Опять же в этом случае нужно обязательно не забыть отрыть кран после решения проблемы. Если при таком способе грязь не протолкнулась – ничего не поделаешь, перемычку необходимо открыть и уже ждать прихода мастера.

Получается, иногда кран на байпасе может пригодиться. Да, в 95% случаях он должен быть открыт и обеспечивать свободный ток воды через квартиру. Но бывают ситуации, когда его присутствие может выручить. Однако из-за конфликта интересов, договориться людям между собой очень сложно.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что проблема комплексная.

Если бы к нам поступала вода не по ржавым трубам, если бы давление воды всегда было в норме, если бы сантехники всегда соблюдали правильность выдерживания диаметра труб при монтаже, если бы сами люди были внимательными к тому, что им делают мастера, то тогда и не нужен был бы кран на байпасе.

Но на практике мы видим другую картину. Поэтому делать крайними только жильцов в этой ситуации было бы неправильным.

Байпас

Байпас – это перемычка из трубы, врезаемая для обхода теплоносителем или водой в водопроводной трубе какого-либо прибора .Все достаточно просто, bypass – это уход от аварийного состояния по резервному маршруту. Режим работы такого постоянно открытого байпаса будет неуправляемым. Если в перемычку врезать вентиль или кран, то можно управлять потоком воды или теплоносителя вручную. Клапаны либо другие устройства для автоматизации переключения потоков жидкостей предполагают более сложную контролируемую систему, но принцип работы тот же – обход участка или прибора.

Байпас в системе отопления

Байпас в системе отопления может быть установлен в обвязке батарей, как для случая автономной системы частного дома, это наиболее широкое его применение и самый простой вариант. Тот же вариант – байпас прямой или с ручным управлением для центральной отопительной системы в квартире. В отопительных системах частных домов байпасы устанавливают в узлах с циркуляционными насосами. Более сложные структуры – байпас в обвязке твердотопливного котла или в смесительном узле коллекторной системы отопления коттеджа.

Принцип работы байпаса, установленного в обвязке отопительных радиаторов

В однотрубной системе отопления, бюджетные реализации которой по настоящее время функционируют в многоэтажных домах, байпасы, дополняющие каждый отдельный радиатор, являются единственной возможностью демонтажа и ремонта в одной квартире без отключения от тепла всех квартир по стояку. Это понятно, поскольку и при нижней и при верхней разводке все батареи соединены последовательно на подающем и обратном стояках. Уязвимость такой схемы очень высока. Установка байпаса и запорных вентилей проблему решает. Можно ремонтировать один или несколько радиаторов, демонтировать и заменять их, на общей циркуляции системы это никак не скажется.

Кроме того, байпас в однотрубных системах может использоваться и как регулятор. Централизованные отопительные системы крайне инертны и за изменениями погоды и успеть не в состоянии. Жара в квартире, когда в октябре или марте начинается оттепель, никому не нужна – слишком высокие температуры далеки от комфорта, сквозняк от открытых форточек микроклимат тоже не улучшает. И никакой экономии ресурсов, просто выбрасывание тепла на улицу. Но установка входных термостатических кранов вместо запорных на участке входа в радиатор позволит регулировать уровень обогрева помещения количественно, быстро и эффективно. Вентилем можно перекрывать путь теплоносителю в свой радиатор, полностью или частично, а ненужный теплоноситель при этом пойдет в обход по прямой – в общий стояк по перемычке-байпасу.

Возможна и схема, когда клапаны и термостатические краны устанавливаются непосредственно к радиатору, без байпасов. И такая схема будет работать отлично, к сожалению. И порой применяется в многоэтажках не очень ответственными жильцами. Хорошо при этом только тем, кто врезал себе термостат и клапан, поскольку они будут иметь ту терморегуляцию, которая создаст им комфорт. Арматура будет работать, сужая проход и как следствие, снижая поток теплоносителя. Но без байпаса эта процедура понизит обогрев и всех квартир по отопительному стояку. А если вспомнить, что при верхней разводке, например, в девятиэтажке, самые горячие квартиры – это верхние этажи, а третий этаж, не имея подпитки снизу, самый холодный в данной схеме, то понятно, что никому из жильцов это не понравится. Для однотрубных систем многоквартирных зданий байпасы в обвязке каждого радиатора обязательны.

Владельцы коттеджей вольны проводить некоторые эксперименты, в том числе и упразднить байпас. И все же установка этого простого узла даст и в автономной системе отопления немало положительных моментов. Это полное упрощение ремонта и замены батареи в отопительный сезон, простота демонтажа и монтажа. Кроме того, с перемычками тепло распределяется по дому более равномерно. Можно включать и отключать те радиаторы, которые нужны или соответственно, не нужны в данный момент, среагирует отопительная система при этом моментально.

Если в коттедже больше одного этажа и система однотрубная или даже двухтрубная, или каждый уровень имеет свою разводку, это ничего не меняет. Байпас-перемычка необходим и устанавливается на вход-выход для всех радиаторов.

Экономичная схема, позволяющая гибко регулировать нагрев каждой батареи – однотрубная разводка с нижним подключением, тоже имеет байпас, хотя перемычки в схеме и нет. Но обходной путь имеется, поскольку конструкция создает байпасный узел для каждого отдельного радиатора, а функции перемычки выполняет сам отопительный контур, поскольку он горизонтальный. Эта схема применяется для монтажа отопления в частных домах и имеет еще ряд преимуществ, но и недостаток тоже имеет – нагрев радиаторов при нижнем подключении не сравнить с диагональным.

Если система отопления не однотрубная, а двухтрубная, то байпас для такой схемы не нужен, он будет лишним звеном. При двухтрубной схеме батареи подключены параллельно, а не последовательно, у каждого радиатора свое подключение и к подающему стояку, и к обратному. Имея обязательную запорную арматуру, можно при необходимости отключить любой радиатор в отопительный сезон, демонтировать и заменить его, или отремонтировать, и это никак не скажется на циркуляции теплоносителя в общей системе. Плюсов у двухтрубных систем намного больше, чем у однотрубных, а минусов только два – экономический, и более сложный расчет, и монтаж. Многоэтажные дома в настоящее время строятся и переоборудуются, как правило, с отоплением по двухтрубной схеме, и в этом случае о байпасе можно забыть. Но нужно четко понимать, что двухтрубная система – это именно параллельное подключение батарей. Иногда трубы две, но это всего лишь схема с верхней разводкой, а система при этом однотрубная, а подключение радиаторов последовательное к одному и тому же стояку. В этом варианте байпас, конечно же, необходим.

Читайте также:  Какой трап лучше выбрать для душевой
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector